kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Китай в Арктике.

Китай признает, что он не арктическое государство, но это не мешает ему, как говорится в «Политике Китая в Арктике», «пытаться понять, защитить, развивать и участвовать в управлении Арктикой» (читай: в разработке природных богатств региона) с целью обезопасить интересы всех стран и способствовать устойчивому развитию самого северного региона планеты.

«В отношении географии, Китай является околоарктическим государством, одной из континентальных стран, которые находятся близко к Полярному кругу, — говорится в Белой книге. — Природные условия Арктики и их изменения оказывают прямое воздействие на климат Китая и его окружающую среду. Они влияют на его экономические задачи в сельском хозяйстве, лесной и рыболовецкой отраслях, морской промышленности и других сферах экономики».

В документе неоднократно подчеркивается как намерение соблюдать международное право, так и желание участвовать во всех делах Арктики и защищать собственные интересы.

«Политика Китая в Арктике» акцентирует внимание на четырех основных вопросах. Во-первых, Китай намерен энергично участвовать в развитии маршрутов в Арктике, составляющих Северо-Западный проход и Северный морской путь. До 90% мировой торговли приходится на торговлю между Азией, Северной Америкой и Европой. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив и Суэцкий канал сейчас занимает 35 дней, тогда как СМП укорачивает его на 6,5 тыс км и целых две недели. К примеру, на маршруте Норвегия — Китай сухогруз среднего тоннажа может сэкономить 18 дней и 580 т топлива. Датская компания Nordic Bulk Carriers утверждает, что ее корабли, пользующиеся северным маршрутом, экономят на доставке грузов в Китай до трети расходов и до 50% времени.

Рекордная скорость таяния льдов с каждым годом расширяет время, когда пользоваться северным маршрутом можно и без ледоколов. Температура в Арктике повышается так быстро, что ВМФ США несколько лет назад были вынуждены закончить ежегодные учения на неделю раньше из-за того, что начал трескаться лед.

Грузооборот Северного морского пути быстро растет. В 2012 году по нему были перевезены 1,25 млн тонн грузов. Это менее 0,2% грузооборота Суэцкого канала, составившего в том году 740 млн тонн. Однако эксперты считают, что доля северного маршрута к 2030 году может вырасти до 25%.

Во-вторых, Белая книга говорит об участии Китая в эксплуатации природных ресурсов, включая нефть, газ, минеральные ископаемые и другие ресурсы. Причем, в отношении энергетики Пекин делает акцент на развитие альтернативных источников энергии.

В-третьих, Китай, конечно же, намерен добывать в Арктике так называемые «живые» ресурсы, в первую очередь, рыбу и другие морепродукты. И наконец в-четвертых, Поднебесная намерена развивать арктический туризм, в котором она уже является одним из лидеров. В КНР считается особым шиком сделать селфи на фоне арктических льдов.

Обращает на себя внимание желание авторов документа расширить амбициозный проект «Один пояс, один путь» (OBOR), который сейчас официально переименован в «Инициативу пояса и пути» (BRI), до Северного полюса. Впервые Си Цзиньпин заговорил о Полярном Шелковом пути в прошлом году в Москве, когда рассказывал о совместных российско-китайских планах в Арктике, которые будут «встроены» в мегапроект. Любопытно, что еще летом 2016 года Государственная океаническая администрация КНР рассматривала Северо-Западный проход как «северную часть» проекта OBOR. По крайней мере, это следовало из одного из ее документов.

«Стратегия Пекина не ограничивается „путем“ и „поясом“, — считает профессор университета Цинхуа Ли Сигуан. — Проект следует переименовать в „Один пояс, один путь, один круг“. Круг в названии, это, конечно же, Полярный круг».

Через считанные дни после того, как Пекин «продлил» OBOR/BRI в Латинскую Америку, Кун заявил, что правительство будет поощрять китайские компании строить инфраструктуру, которая «даст Арктике новые возможности». Китай, по его словам, считает себя важным игроком на крайнем Севере планеты, который очень важен для всего международного сообщества.

источник

Tags: Китай
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments