kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диамат vs Формальная логика.


Между диалектикой и формальной логикой есть существенное отличие. Попробую кратко про это написать.
"Если все развивается -спрашивает Ленин- то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления?
Если нет- то мышление не связано с бытием.
Если да- то значит есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая обьективное значение."
Ленин- "Человеческие понятия не неподвижны,а вечно движутся, переливают одно в другое,без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, "искусство оперировать с ними" ( Энгельс), требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов."

Однако это само движение и развитие понятий не есть чисто логическое самодвижение самих понятий: процесс человеческого мышления отражает обьективную реальность- движение и развитие природы, общества.
Познание мира, его отражение- это процесс.
Лишь в процессе познания, отражающего изменения обьективного мира- постепенно, шаг за шагом, ступенька за ступенькой- складывается из различных видимых и опосредствованных явлений, ряда относительных истин складывается абсолютная истина о предмете, явлении.

В противоположность диалектике формальная логика-метафизика берет предмет не в его движении, а рассматривает его как нечто застывшее, законченное.
Энгельс говорит- "Для метафизика вещи и их умственные образы, те- понятия- суть отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Метафизик мыслит законченным, непосредственными предположениями, речь его состоит из "да-да, нет-нет"; что сверх того- то от лукавого".
Это применимо как к идеалистической, так и к материалистической метафизике, хотя между ними существенное различие. Идеалист ставит под сомнение существование обьективной реальности или ставит ее существование в зависимость от сознания. Материалист признаёт обьективно реальный мир, существующий независимо от его сознания. Но один и другой одинаково метафизически подходят к изучению предмета и понятия ( для материалиста) или понятия ( для идеалиста).
Метафизика отвлекается от движения вещи, берет ее как раз и навсегда данную, не изучает ее внутренне движение. Вещи и понятия для метафизика не возникают, они существуют всегда или возникают "вдруг"- без процесса становления. Поэтому для мира вещей метафизик предполагает или должен допустить какой то внешний толчок, первоначальный двигатель,который приводит или когда то привёл вещи в движение.

Своё обоснование метафизика получает в формальной логике.

Как уже было сказано- диалектическое мышление содержательно, оно отражает вещи в их движении и развитии, их содержание; в то время как формальная логика устанавливает лишь формальные принципы мышления "как такового"- вне зависимости от его содержания.
Фраза Ленина о бюрократизме- "по форме- правильно, а по существу-издевательство" довольно емко показывает это различие.

Зигварт- автор большого курса формальной логики, неокантианец, рассматривает логику как набор технических приёмов мышления" и говорил- "Соблюдение ее правил не гарантирует необходимо материальной истинности результатов, а лишь формальную правильность приёмов.

Формальная логика не в силах охватить мир как единство противоположностей, их движение, взаимопроникновение, она рассматривает вещи и понятия как неизменные, оторванные, отдельные друг от друга.
Анализ в формальной логике мёртв, механистичен. В своём анализе она разделяет, рассекает, дробит предметы и понятия на отдельные несвязанные между собой части.
Синтез в ней также механистичен и мёртв- это простое сложение наличных вещей, приведение их к внешней связи в данном времени и пространстве.
Действительно научный анализ и синтез являются отражением обьективных процессов анализа и синтеза, происходящих в действительности- они разнообразны, поэтому и в диалектике есть многообразие форм синтеза и анализа, аналогичных существующим в мире способам разделения и соединения материи. Формальная логикаа разделяет анализ и синтез на два совершенно противоположных, чуждых друг другу действия, в то время как они предполагают друг друга, не существуют один без другого, внутренне взаимно связаны.
Противоположности в формальной логике, конечно же, есть, но она не видит их единства, если она рассматривает раздвоение вещи, то не видит единства, если рассматривает ее в целом, то не видит противоположностей. Поэтому противоречия в ней- это противоречия понятий, а не противоречия обьективного мира. Это неразрешимые противоречия, неподвижные, мёртвые, это не диалектические противоречия, они не являются ни источником, ни основой, ни результатом движения.
Логические "принципы" ФЛ целиком заточены против материалистически-диалектических принципов единства противоположностей.
Их три.
Первый -А есть А, оно всегда равно самому себе, как раз и навсегда данному, независимо от своего развития и движения. Мир неизменен, непротиворечив,не раздвоен в себе, без движения, непротивоположен.

Второй- принцип противоречия, гласит-А не есть не-А, А не равно не-А, это отрицательное выражение первого принципа, раз А равно А, то Не-А не равно А.
Первый принцип говорит об абсолютной тождественности мира, второй- напротив- об абсолютной внутренней разорванности, абсолютной раздвоенности мира, так как каждому А противостоит вечное абсолютное неизменное каждое не-А. Следовательно- в мире есть противоположности, но этот мир не един, его противоположности существуют абсолютно независимо друг от друга, они внешних и чужды друг другу, между ними нет взаимодействия и движения, как нет движения и в каждой из них в отдельности. Они абсолютные противоположности, но не ведут между собой борьбу, поскольку для борьбы нужна та или иная форма единства.

Третий- принцип исключения третьего- нечто есть или А, или не-А. Это обобщение первых двух принципов. Или А, или не-А, но только не их единство.
Принцип отрицает единство тождества и противоположности, то есть этот принцип является ядром формальной логики, полностью враждебной ядру диалектической логики- закону единства противоположностей.


Надеюсь, что разница между ФЛ и диалектикой понятна.

Но не забывайте, что диалектика не отрицает ничего полностью.
Диалектика вобрала в себя ФЛ.
С ее помощью выявляются противоречия, которые необходимо разрешить познанием.



Tags: диамат, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “диамат” Tag

  • Снятие (отрицание с удержанием).

    Понятие "снятие" - из диалектики и его довольно трудно осознать. Когда я изучал "Науку логики", опираясь на лекции Попова, мне было довольно сложно…

  • Про рай и жизнь загробную.

    Как обычно - коротко. Большинство верующих говорят про обещанный им рай после смерти - "это будет вечный покой". На мой взгляд, никто из них не…

  • Главное в диалектике.

    Ну, это я для себя выделил главное, максимально коротко. Мне, наверное, легко так говорить после того, как сломал голову над Гегелем и потом запросто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments