Хотя- наверное- это мало кому интересно.
Итак- сущность.
Следует сразу сказать, что это не какая-то там мистическая "сущность", которая является по ночам или в состоянии горячечного бреда, все намного проще и сложнее одновременно- как и все в диалектике.
Задачей всякого научного познания является заглянуть вглубь вещей, узнать их внутренние связи, скрытые внешней непосредственной видимостью, углубить этим путём познание качества вещей, найти общее и различное в проявлениях, познать сущность вещи, необходимую закономерную связь явлений.
( Необходимый- это значит, что без этого нельзя обойтись, это нельзя обойти, обязательное)
Вобщем- научное познание должно постигать внутреннюю связь вещей, их сущность, которая как бы противопоставляется внешним проявлениям.
"Как бы"- потому что явление и сущность тесно взаимосвязаны, как и всё в диамате,то есть-в обьективной реальности, сущность является в видимых ее проявлениях, и явления-существенны, то есть они неотделимы от сущности.
Сущность предмета познается через ее проявления, внешние проявления, но далеко не всегда это внешнее, видимое нам, отражает сущность вещи.
Выражение "для вас- синее, для нас- квадратное" как раз отражает тот факт, что какие то внешние признаки не всегда приводят к пониманию внутренней связи.
Действительно- для кого-то эта вещь- синенькая, для кого-то-квадратная, а для кого-то- какой-то сложный механизм, заключенный в кубическую оболочку и покрашенный в синий цвет.
Продолжая этот пример- чтобы познать сущность этого "синего квадратного" нужно проникнуть внутрь него, выяснить закономерности, на основании которых оно работает и понять его предназначение. ( мне ставили в упрёк приведение примеров, но без них сложновато составить в голове какой-то образ-на основании уже имеющихся образов)
Таким образом- явления можно разделить на существенные, связанные с сущностью, так сказать- напрямую, и несущественные, которые показывают некоторые признаки, не связанные с внутренним содержанием.
Кант разделял сущность вещей и их проявления- его знаменитые "вещи в себе", которые невозможно познать.
На самом деле- они плотно взаимосвязаны.
Сущность вещи не постигается через какое-то одно ее проявление, она постигается через всю взаимосвязь явлений- как единого целого.
Опять пример- если кпрф использует Красный флаг, Серп и Молот, пишет в названии "коммунистическая", то это совсем не означает, что она коммунистическая в сущности. В сущности- обычная мелкобуржуазная партия-обманка.
Но мы отвлеклись, это уже про категории видимость и действительность, которые-однако- тесно взаимосвязаны со всеми другими категориями диалектики. Вообще-нельзя рассматривать диамат по частям, это можно делать только при изучении и постижении, когда вы начинаете мыслить диалектически- это все само собой принимает вид единого целого. Единого неразрывного целого.
Задача научного познания- проникать вглубь, познавать сущность.
Часто слышу выражение-наверное, от почитателей Канта-про то, что мир непознаваем, что мы не можем узнать- что действительно представляет из себя та или иная вещь, что наши органы чувств неадекватно отражают обьективную реальность.
Что тут ответить.... Я не знаю- может кто нибудь и не отличает яму от стены и постоянно перепрыгивает в стену, может быть кто-то ныряет в кучу щебенки, перепутав ее с озером- тут вопрос- очевидно- чисто медицинский.
Да, мы не можем своими органами чувств напрямую, непосредственно увидеть и пощупать атомную решетку, квант, повертеть в руках молекулу, но нам на то и дан Разум- чтобы создавать средства познания, позволяющие познавать внутреннее содержание вещей, анализировать и выявлять закономерности, выделять существенное и - Познавать их сущность.
Мир материален, все вокруг- материя.
И если что-то пока ещё кажется, видится загадочным, "потусторонним",непознаваемым, то это лишь от нашего невежества в этих вопросах.
Наука не стоит на месте, а путь познания- бесконечен, как и сама Вселенная.