kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диамат. Причина.Закон.

Причина...
Такое знакомое всем понятие, казалось бы- чего тут может быть нового или непонятного...
Есть причина, есть следствие, которое может стать причиной другого следствия и так- до бесконечности. Мир вокруг нас многообразен в своём единстве, и мы также являемся его частью, мы можем создать какую-то причину, деятельность человека порождает множество причин, а значит- и множество последствий.
Познание причинных связей- довольно важный момент в познании обьективной реальности.

Впрочем- и в субьективном- всегда есть какие то причины. Наши выводы, наши желания, наши действия имеют какую то основу, являются частью какого-то внутреннего движения. К примеру- захотелось вам конфету, причина этого находится где-то в мозге, который требует глюкозы, и в центре удовольствия, который от определённого вкуса- ощущаемого через вкусовые рецепторы- выделяет гормон удовольствия.
Выражение- "причины происходящего с нами находятся в нас самих"- очень даже не лишено смысла и иногда -для понимания происходящего с вами -необходимо покопаться внутри себя- так называемая рефлексия, уверен- найдёте там очень много интересного.

Перейдем к обьективной реальности.
Познать и понять причину явления- это необходимое действие для познания самого явления, процесса. Диамат познает мир в своём движении- в отличие от формальной логики, определяющей его статическое, мертвое, неподвижное состояние.
Формальная логика говорит- "если- то", диамат говорит "если-то, но при соблюдении определённых условий".
Механисты понимают причинно-следственную связь как взаимодействие неких внешних друг другу "субстанций", диамат рассматривает эту связь глубже, исходя из движения самой материи, из движения исторических процессов, в некоторых случаях- в их взаимосвязи.
Первое, что мы видим при наблюдении какого то движения, развития- это сам процесс, при котором происходит взаимодействие предмета с окружающей действительностью, какие то взаимообуславливающие явления, взаимодействия.
Далее мы выделяем какие-то условия, при которых происходит отдельное явление или комплекс явлений, выделяем отдельные части процесса, рассматриваем их отдельно от других звеньев. В потоке движения материи мы выделяем движения воздействующие, которые переносят движение на другие тела и движение, полученное в результате воздействия или переноса движения.
Отсюда легко понять, что движение воздействующее является причиной, движение полученное- результатом или следствием.

Причина необходимо переходит в свои действия, она проявляется в них как движение, активное по отношению к своему следствию, как движение, воспроизводящееся или воспроизводящее предмет определённым образом.
Грубо говоря- катится шар, столкнулся с другим, передал ему часть своего движения, второй шар тоже покатился. Движение первого шара стало причиной движения второго, причина перешла в действие-ударила в препятствие, передала часть своего движения второму шару, которое воспроизвелось- в данном случае шар покатился. Был бы не шар, а какая нибудь коробка- она бы сдвинулась, дрогнула,вмялась. Вообще-то это школьный курс физики, ничего особенного пока и нет.

Интересное начинается дальше- благодаря тому, что человек может определить причинность каких то явлений- он может воспроизводить эти явления, создавая определённые условия.
То есть- человек может создать какое то движение, повторить какой то процесс, поняв причину и создав нужные условия.
При этом человек -при познании причины- вырывает этот процесс из общего движения предмета. ( Шар покатился и упал с края стола, подпрыгнул, покатился дальше, но нас интересует только причина по которой он покатился)

Поэтому причина, представление о причинности создаётся только благодаря действию человека, вырывающему какую то часть из общего движения. И- при этом- деятельность человека может создать доказательства причинности. Ну- то есть причина существует лишь в нашем сознании. В общем движении материи нет никаких причин- это просто вечный процесс взаимодействия и движения самой материи, ( Вот это, наверное, сложно....)

Но это совсем не означает, что причинность вносится только лишь нашим сознанием.
Как бы попроще... Когда мы познаем отдельный предмет или явление- мы как бы изолируем его от общего взаимодействия материи, находим причину, находим условия, при которых это движение можно воспроизвести, мы можем воспроизвести это. Но- если вернуть предмет в его общее взаимодействие с окружающей действительностью, то причина и следствие переходят во всеобщее взаимодействие, во всеобщую мировую связь. ( если непонятно, то можно пропустить, тут идёт речь о деятельности человека,изменяющей действительность и - общем движении материи, для которого не существует каких то причин, поскольку это внутренне присущее ей движение и развитие. К примеру- в своём развитии и постоянном движении ореховый куст вырастает из ореха, растёт, цветёт, даёт плоды- орехи, которые, созревая, падают вниз. В этом нет никакой причины, это закон его самодвижения. Человек собирал и ел эти орехи, потом он нашёл причину их появления- ореховый куст, потом нашёл причину по которой они падают- время года, в которое они созревают, далее он заметил, что при порыве ветра орехи падают чаще, увидел в этом причину и воспроизвёл ее, тряся куст. При этом сама причина- то, что он трясет куст- не имеет никакого отношения к движению и развитию самого ореха. Ну- так, вроде -наглядно.)

"Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает обьективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны от единого мирового процесса."- Ленин.
Диалектическое понимание причинности отличается от механистического,упрощенного, свойственного идеалистическому релятивизму, рассматривающему только внешние проявления. Это так называемые низшие, простейшие формы в рамках чистой механики. Удар одного тела об другое, поворот крана, вызывающий поток воды, передача движения от одного предмета к другому- это только лишь проявления механической работы, чисто внешний переход одного механического движения в другое, не находящегося во внутренней, необходимой взаимосвязи.

Такая взаимосвязь- внутренняя, может быть хорошо показана на примере химических реакций, где причина и следствие находятся как раз во внутренней, необходимой связи, понять которые можно лишь определив закономерности развития.
Причина и следствие в этих более сложных физических, химических, общественных, исторических явлениях находятся в тесной, необходимой взаимосвязи. Следствие предполагает наличие определённых условий, при которых оно вообще возможно. Причина и следствие связаны между собой внутренней закономерной связью.
Поэтому ошибочно предполагать, что лишь один принцип механической причинности является основой материализма.
Ошибочно также думать, что принцип причинности связан с понятием "толчка", внешнего воздействия. Толчок не связан внутренней связью со следствием, он может быть поводом, но он не является необходимой причиной для данного явления.



Надо, наверное, заканчивать.
Итак- исследуя явление или движение мы как бы вырываем его из общего движения, исследуем определённый момент, находим условия, соответствующие этому моменту, воссоздаем их и повторяем этот момент, формируя те же условия. Если нам это удалось- то причина найдена.
Важно определить причины, которые являются внутренними, присущими самому предмету ( пример- по металлической нити электричество передаётся, а по льняной или хлопковой- нет)
Крайне важно отличать причину от внешнего повода, толчка, который не связан внутренне со следствием.
Конечно- невозможно и совершенно не нужно повторять абсолютно все условия того момента, нужно выделять те, которые имеют прямое отношение к исследуемому процессу, называемые существенными условиями ( причинами), обособить их и можно вывести закон, закон обьективный, который при соблюдении определённых условий укажет нам на последствия, которые наступят в случае его применения.


Только глубокое понимание закона и причин поможет правильно поставить цели и задачи.







Tags: диамат, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “диамат” Tag

  • Снятие (отрицание с удержанием).

    Понятие "снятие" - из диалектики и его довольно трудно осознать. Когда я изучал "Науку логики", опираясь на лекции Попова, мне было довольно сложно…

  • Про рай и жизнь загробную.

    Как обычно - коротко. Большинство верующих говорят про обещанный им рай после смерти - "это будет вечный покой". На мой взгляд, никто из них не…

  • Главное в диалектике.

    Ну, это я для себя выделил главное, максимально коротко. Мне, наверное, легко так говорить после того, как сломал голову над Гегелем и потом запросто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments