Такое знакомое всем понятие, казалось бы- чего тут может быть нового или непонятного...
Есть причина, есть следствие, которое может стать причиной другого следствия и так- до бесконечности. Мир вокруг нас многообразен в своём единстве, и мы также являемся его частью, мы можем создать какую-то причину, деятельность человека порождает множество причин, а значит- и множество последствий.
Познание причинных связей- довольно важный момент в познании обьективной реальности.
Впрочем- и в субьективном- всегда есть какие то причины. Наши выводы, наши желания, наши действия имеют какую то основу, являются частью какого-то внутреннего движения. К примеру- захотелось вам конфету, причина этого находится где-то в мозге, который требует глюкозы, и в центре удовольствия, который от определённого вкуса- ощущаемого через вкусовые рецепторы- выделяет гормон удовольствия.
Выражение- "причины происходящего с нами находятся в нас самих"- очень даже не лишено смысла и иногда -для понимания происходящего с вами -необходимо покопаться внутри себя- так называемая рефлексия, уверен- найдёте там очень много интересного.
Перейдем к обьективной реальности.
Познать и понять причину явления- это необходимое действие для познания самого явления, процесса. Диамат познает мир в своём движении- в отличие от формальной логики, определяющей его статическое, мертвое, неподвижное состояние.
Формальная логика говорит- "если- то", диамат говорит "если-то, но при соблюдении определённых условий".
Механисты понимают причинно-следственную связь как взаимодействие неких внешних друг другу "субстанций", диамат рассматривает эту связь глубже, исходя из движения самой материи, из движения исторических процессов, в некоторых случаях- в их взаимосвязи.
Первое, что мы видим при наблюдении какого то движения, развития- это сам процесс, при котором происходит взаимодействие предмета с окружающей действительностью, какие то взаимообуславливающие явления, взаимодействия.
Далее мы выделяем какие-то условия, при которых происходит отдельное явление или комплекс явлений, выделяем отдельные части процесса, рассматриваем их отдельно от других звеньев. В потоке движения материи мы выделяем движения воздействующие, которые переносят движение на другие тела и движение, полученное в результате воздействия или переноса движения.
Отсюда легко понять, что движение воздействующее является причиной, движение полученное- результатом или следствием.
Причина необходимо переходит в свои действия, она проявляется в них как движение, активное по отношению к своему следствию, как движение, воспроизводящееся или воспроизводящее предмет определённым образом.
Грубо говоря- катится шар, столкнулся с другим, передал ему часть своего движения, второй шар тоже покатился. Движение первого шара стало причиной движения второго, причина перешла в действие-ударила в препятствие, передала часть своего движения второму шару, которое воспроизвелось- в данном случае шар покатился. Был бы не шар, а какая нибудь коробка- она бы сдвинулась, дрогнула,вмялась. Вообще-то это школьный курс физики, ничего особенного пока и нет.
Интересное начинается дальше- благодаря тому, что человек может определить причинность каких то явлений- он может воспроизводить эти явления, создавая определённые условия.
То есть- человек может создать какое то движение, повторить какой то процесс, поняв причину и создав нужные условия.
При этом человек -при познании причины- вырывает этот процесс из общего движения предмета. ( Шар покатился и упал с края стола, подпрыгнул, покатился дальше, но нас интересует только причина по которой он покатился)
Поэтому причина, представление о причинности создаётся только благодаря действию человека, вырывающему какую то часть из общего движения. И- при этом- деятельность человека может создать доказательства причинности. Ну- то есть причина существует лишь в нашем сознании. В общем движении материи нет никаких причин- это просто вечный процесс взаимодействия и движения самой материи, ( Вот это, наверное, сложно....)
Но это совсем не означает, что причинность вносится только лишь нашим сознанием.
Как бы попроще... Когда мы познаем отдельный предмет или явление- мы как бы изолируем его от общего взаимодействия материи, находим причину, находим условия, при которых это движение можно воспроизвести, мы можем воспроизвести это. Но- если вернуть предмет в его общее взаимодействие с окружающей действительностью, то причина и следствие переходят во всеобщее взаимодействие, во всеобщую мировую связь. ( если непонятно, то можно пропустить, тут идёт речь о деятельности человека,изменяющей действительность и - общем движении материи, для которого не существует каких то причин, поскольку это внутренне присущее ей движение и развитие. К примеру- в своём развитии и постоянном движении ореховый куст вырастает из ореха, растёт, цветёт, даёт плоды- орехи, которые, созревая, падают вниз. В этом нет никакой причины, это закон его самодвижения. Человек собирал и ел эти орехи, потом он нашёл причину их появления- ореховый куст, потом нашёл причину по которой они падают- время года, в которое они созревают, далее он заметил, что при порыве ветра орехи падают чаще, увидел в этом причину и воспроизвёл ее, тряся куст. При этом сама причина- то, что он трясет куст- не имеет никакого отношения к движению и развитию самого ореха. Ну- так, вроде -наглядно.)
"Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает обьективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны от единого мирового процесса."- Ленин.
Диалектическое понимание причинности отличается от механистического,упрощенного, свойственного идеалистическому релятивизму, рассматривающему только внешние проявления. Это так называемые низшие, простейшие формы в рамках чистой механики. Удар одного тела об другое, поворот крана, вызывающий поток воды, передача движения от одного предмета к другому- это только лишь проявления механической работы, чисто внешний переход одного механического движения в другое, не находящегося во внутренней, необходимой взаимосвязи.
Такая взаимосвязь- внутренняя, может быть хорошо показана на примере химических реакций, где причина и следствие находятся как раз во внутренней, необходимой связи, понять которые можно лишь определив закономерности развития.
Причина и следствие в этих более сложных физических, химических, общественных, исторических явлениях находятся в тесной, необходимой взаимосвязи. Следствие предполагает наличие определённых условий, при которых оно вообще возможно. Причина и следствие связаны между собой внутренней закономерной связью.
Поэтому ошибочно предполагать, что лишь один принцип механической причинности является основой материализма.
Ошибочно также думать, что принцип причинности связан с понятием "толчка", внешнего воздействия. Толчок не связан внутренней связью со следствием, он может быть поводом, но он не является необходимой причиной для данного явления.
Надо, наверное, заканчивать.
Итак- исследуя явление или движение мы как бы вырываем его из общего движения, исследуем определённый момент, находим условия, соответствующие этому моменту, воссоздаем их и повторяем этот момент, формируя те же условия. Если нам это удалось- то причина найдена.
Важно определить причины, которые являются внутренними, присущими самому предмету ( пример- по металлической нити электричество передаётся, а по льняной или хлопковой- нет)
Крайне важно отличать причину от внешнего повода, толчка, который не связан внутренне со следствием.
Конечно- невозможно и совершенно не нужно повторять абсолютно все условия того момента, нужно выделять те, которые имеют прямое отношение к исследуемому процессу, называемые существенными условиями ( причинами), обособить их и можно вывести закон, закон обьективный, который при соблюдении определённых условий укажет нам на последствия, которые наступят в случае его применения.
Только глубокое понимание закона и причин поможет правильно поставить цели и задачи.