1-й вопрос: Что такое коммунизм?
Ответ: Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата.
2-й вопрос: Что такое пролетариат?
Ответ: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, — класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т. е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем
не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть
трудящийся класс XIX века.
7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?
Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и
ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже
вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко
оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса
буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому
его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев
в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества.
Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступе-
ни, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.
8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?
Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок
земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же рабо-
тает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого
другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдает, пролетарию дают. Существование
крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне
конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя
либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет
своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором,
либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и
вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию,
частную собственность и все классовые различия.
13-й вопрос: Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?
Ответ: Во-первых, что хотя крупная промышленность в первую эпоху своего развития
сама создала свободную конкуренцию, но в настоящее время она уже переросла свободную
конкуренцию; что конкуренция и вообще ведение промышленного производства отдельными
лицами превратились для крупной промышленности в оковы, которые она должна разбить и
разобьет; что крупная промышленность, пока она ведется на нынешних началах, не может
существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему расстройству, а
это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа; что, следовательно, необходимо либо отказаться от
крупной промышленности, — а это абсолютно невозможно, — либо признать, что она делает
безусловно необходимым создание совершенно новой организации общества, при которой
руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твердому плану и соответственно
потребностям всех членов общества.
Во-вторых, что крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного
расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех не-
обходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества
будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе
порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания.
Таким образом, вполне убедительно доказано:
1) что в настоящее время все эти бедствия объясняются только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени;
2) что уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания нового общественного строя.
14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй?
Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства
вообще будет изъято из рук отдельных,конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут
находиться в ведении всего общества, т. е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию. Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную
собственность и так как конкуренция есть не что иное, как такой способ ведения промышленности, когда она управляется отдельными частными собственниками, то частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит
общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности
даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования
всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности.
24-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?
Ответ: Так называемые социалисты делятся на три категории.
Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой
торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современно-
го общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все ее предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с
этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;
2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов;
они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий,
а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих по-
средством коммунистической организации;
3) свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится
революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.
Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно по-
рождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие — грандиозные
планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить
устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных
социалисток коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.
Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в ... вопросе*, но не в
качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качество мероприятий, достаточных
для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества. Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т. е. класса,
который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из нее социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии. Поэтому коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами и вообще на это время должны придерживаться по возможности общей с ними
политики, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии
и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.
Написано Ф. Энгельсом в конце октября —
ноября 1847 г.
Впервые напечатано отдельным изданием
е 1914 г.
Печатается по рукописи
Перевод с немецкого.
Пы Сы
Текст довольно объёмный и если кто не читал, но станет интересно, сможет прочитать его полностью например здесь: Cобрание сочинений К.Маркс и Ф.Энгельс Том 4 на стр.322-339
Вообще странно то, что люди изучающие марксизм, воображая себе так сказать построенный ("полный коммунизм") переносят в этих своих фантазиях те же самые представления и понятия которые знакомы им по общественным отношениям советского периода или "улучшенным" общественным отношениям настоящего времени.
Ну а так как сегодня праздник "День солидарности трудящихся" то предлагаю всем кто не видел, посмотреть, ну а кто видел, ещё раз посмотреть весёлый фильм "Боги наверное сошли с ума" https://yandex.ru/video/search?text=боги%20наверное%20сошли%20с%20ума&path=wizard&noreask=1&filmId=7609892374868860801
Посмотрите (обязательно) хотя бы первые 15 минут и вы увидите (краткий ликбез) людей у которых нет "права", полиции, государства, насилия и главное - у них ничего этого нет потому, что нет собственности( она общественная, общая) - ну и естественно нет и таких "понятий".
Ответ: Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата.
2-й вопрос: Что такое пролетариат?
Ответ: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, — класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т. е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем
не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть
трудящийся класс XIX века.
7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?
Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и
ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже
вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко
оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса
буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому
его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев
в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества.
Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступе-
ни, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.
8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?
Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок
земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же рабо-
тает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого
другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдает, пролетарию дают. Существование
крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне
конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя
либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет
своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором,
либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и
вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию,
частную собственность и все классовые различия.
13-й вопрос: Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?
Ответ: Во-первых, что хотя крупная промышленность в первую эпоху своего развития
сама создала свободную конкуренцию, но в настоящее время она уже переросла свободную
конкуренцию; что конкуренция и вообще ведение промышленного производства отдельными
лицами превратились для крупной промышленности в оковы, которые она должна разбить и
разобьет; что крупная промышленность, пока она ведется на нынешних началах, не может
существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему расстройству, а
это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа; что, следовательно, необходимо либо отказаться от
крупной промышленности, — а это абсолютно невозможно, — либо признать, что она делает
безусловно необходимым создание совершенно новой организации общества, при которой
руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твердому плану и соответственно
потребностям всех членов общества.
Во-вторых, что крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного
расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех не-
обходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества
будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе
порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания.
Таким образом, вполне убедительно доказано:
1) что в настоящее время все эти бедствия объясняются только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени;
2) что уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания нового общественного строя.
14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй?
Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства
вообще будет изъято из рук отдельных,конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут
находиться в ведении всего общества, т. е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию. Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную
собственность и так как конкуренция есть не что иное, как такой способ ведения промышленности, когда она управляется отдельными частными собственниками, то частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит
общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности
даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования
всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности.
24-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?
Ответ: Так называемые социалисты делятся на три категории.
Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой
торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современно-
го общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все ее предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с
этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;
2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов;
они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий,
а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих по-
средством коммунистической организации;
3) свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится
революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.
Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно по-
рождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие — грандиозные
планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить
устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных
социалисток коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.
Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в ... вопросе*, но не в
качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качество мероприятий, достаточных
для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества. Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т. е. класса,
который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из нее социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии. Поэтому коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами и вообще на это время должны придерживаться по возможности общей с ними
политики, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии
и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.
Написано Ф. Энгельсом в конце октября —
ноября 1847 г.
Впервые напечатано отдельным изданием
е 1914 г.
Печатается по рукописи
Перевод с немецкого.
Пы Сы
Текст довольно объёмный и если кто не читал, но станет интересно, сможет прочитать его полностью например здесь: Cобрание сочинений К.Маркс и Ф.Энгельс Том 4 на стр.322-339
Вообще странно то, что люди изучающие марксизм, воображая себе так сказать построенный ("полный коммунизм") переносят в этих своих фантазиях те же самые представления и понятия которые знакомы им по общественным отношениям советского периода или "улучшенным" общественным отношениям настоящего времени.
Ну а так как сегодня праздник "День солидарности трудящихся" то предлагаю всем кто не видел, посмотреть, ну а кто видел, ещё раз посмотреть весёлый фильм "Боги наверное сошли с ума" https://yandex.ru/video/search?text=боги%20наверное%20сошли%20с%20ума&path=wizard&noreask=1&filmId=7609892374868860801
Посмотрите (обязательно) хотя бы первые 15 минут и вы увидите (краткий ликбез) людей у которых нет "права", полиции, государства, насилия и главное - у них ничего этого нет потому, что нет собственности( она общественная, общая) - ну и естественно нет и таких "понятий".