Ну, а я - кратко, только для того, чтобы не оставлять эти категории, очень важные категории, без внимания и описания. Раз уж взялся конспектировать, то надо.
Единство внешнего и внутреннего определилось как действительность.
Вот что про это говорит сам Гегель:
''Действительности, как самому непосредственному единству формы внутреннего и внешнего, присуще тем самым определение непосредственности в противоположность определению рефлексии в себя; или, иначе, она есть некоторая действительность в противоположность некоторой возможности. Взаимное отношение их обеих есть третье, действительное, определенное также, как рефлектированное в себя бытие, а последнее также, как непосредственно осуществленное. Это третье есть необходимость.
Но ближайшим образом, поскольку действительное и возможное суть формальные различения, их отношение также только формально и состоит лишь в том, что и то, и другое есть положение, или, иначе, в случайности.
А тем самым, что в случайности и действительное, и возможное есть положение, они приобретают определенность в них; тем самым возникает, во-вторых, реальная действительность, с чем вместе возникают также реальная возможность и относительная необходимость.
Рефлексия в себя относительной необходимости дает, в-третьих, абсолютную необходимость, которая есть абсолютная возможность и действительность.''
Ну, и далее у него разбор всех этих пунктов, где он показывает взаимосвязь этих четырёх категорий.
От себя могу сказать только следующее.
Любое действительное - возможно, то есть в любой действительности есть возможность.
Любая возможность - это какая-то действительность.
Ну, к примеру - у вас появилась куча стройматериалов и тем самым появилась возможность построить дом. Возможность эта связана с действительностью - с наличием стройматериалов. Но наличие этих материалов даёт вам и другие возможности - построить сарай вместо дома, забор или вообще - продать их и купить много колбасы или любой другой товар.
Но эта куча материалов имеет ещё и другую возможность - возьмёт и сгорит или сгниет. Это уже случайность. Но случайность также содержит в себе возможность и действительность.
Вообще - единство возможности и действительности это случайность, но она есть также и необходимость.
Тут нужно вспомнить, что действительное - это единство внешнего и внутреннего. А в них есть осуществление, которое обусловлено. Условиями и основанием. И это все есть в действительности. Но так как возможность - это рефлектированная в себя действительность, то в возможности все это тоже есть.
Так вот - случайность и необходимость, которые являются отношением возможности и действительности обусловлены тем, что есть внутри последних - условиями и основанием.
А единство условий и основания даёт осуществление, переход мыслимой вещи в осуществление. Так что нужно не упускать из виду то, что снято в предыдущем изложении, снято - это отрицание с удержанием. Поэтому в реальной действительности, которая уже не формальна, играют свою роль и условия. Пример давать не буду - тут простор для фантазии и просто ''подумать''.
Речь шла о действительности, которая содержит в себе много возможностей. В данном примере эта действительность - стройматериалы, можно взять в качестве примера деньги, человека, конструктор ''Лего'' и тд.
Рассмотрим эту действительность как реальную, то есть пойдём от нее назад, вглубь.
Эта куча стройматериалов стала необходимой, то есть - появилась у вас благодаря реализации каких то возможностей в прошлом, точнее - одной из возможностей, которые были в действительности. Соединившись с условиями и каким то основанием эта возможность стала необходимостью.
В этом же прошлом были и другие возможности в действительности, которые могли быть реализованы как необходимость - вы могли потратить эти деньги по-другому, вы могли лишиться этих денег, мог грянуть очередной кризис, могли возникнуть ещё какие-то непредвиденные обстоятельства, которые реализовали бы, привели к реальной действительности другие возможности.
Можно ли их назвать случайностью?
Случайностью такую реализованную возможность можно назвать только в том случае, если она не имеет под собой основания. Точнее - основание у нее в любом случае есть, но это не то основание, которое было положено в осуществление ''мыслимой вещи''. Если у вас была задумка купить эти стройматериалы, то делали вы ее на каком то основании и при наличии определённых условий. Но - вмешались обстоятельства, появились другие условия и реализовалась другая возможность, ставшая необходимостью. Тут уместно вспомнить пресловутую песчинку, попавшую в сложный механизм или какое нибудь происшествие, которое произошло независимо от вас, но сильно повлиявшее на вашу дальнейшую судьбу - водитель машины на встречке был пьян и влетел в вашу машину. Всякое бывает. Случайность - это тоже какая-то необходимость, вызванная стечением обстоятельств и условий.
Итак, случайность - это и есть необходимость. Все действительное случайно и необходимо.
Однако, это, конечно же, не совсем так, есть ещё закономерности, положенные тем царством законов, которое также есть в возможности и необходимости. Но череда превращений и масса условий, предшествующих действительному, появлению вещи, может быть отнесена как к чему то случайному.
Но о закономерностях и причинности - потом, в ''абсолютном отношении''.
Закончить можно красивой цитатой Гегеля, на чем и заканчивается эта глава о случайности, необходимости и возможности:
''Но эта случайность есть собственно абсолютная необходимость; она есть сущность тех свободных, необходимых в себе действительностей. Эта сущность боится света, так как в сказанных действительностях нет видимости, нет рефлекса, ибо они обоснованы лишь внутри себя, образованы для себя, проявляют лишь самих себя, – так как они суть лишь бытие.
....
внешность есть ее внутренность, ее отношение есть абсолютное тожество, а переход действительного в возможное, бытия в ничто есть совпадение с самим собою; случайность есть абсолютная необходимость, она сама есть предположение той первой абсолютной действительности.''