kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Возможность. Действительность. Случайность.

У Гегеля по этим трём категориям и ещё по категории ''необходимость'' достаточно много написано, настолько много, что в формате ''конспект'' это просто не уберется в запись. Думаю, что лучше это прочесть самим у него - кто интересуется диалектикой.
Ну, а я - кратко, только для того, чтобы не оставлять эти категории, очень важные категории, без внимания и описания. Раз уж взялся конспектировать, то надо.

Единство внешнего и внутреннего определилось как действительность.

Вот что про это говорит сам Гегель:
''Действительности, как самому непосредственному единству формы внутреннего и внешнего, присуще тем самым определение непосредственности в противоположность определению рефлексии в себя; или, иначе, она есть некоторая действительность в противоположность некоторой возможности. Взаимное отношение их обеих есть третье, действительное, определенное также, как рефлектированное в себя бытие, а последнее также, как непосредственно осуществленное. Это третье есть необходимость.

Но ближайшим образом, поскольку действительное и возможное суть формальные различения, их отношение также только формально и состоит лишь в том, что и то, и другое есть положение, или, иначе, в случайности.

А тем самым, что в случайности и действительное, и возможное есть положение, они приобретают определенность в них; тем самым возникает, во-вторых, реальная действительность, с чем вместе возникают также реальная возможность и относительная необходимость.

Рефлексия в себя относительной необходимости дает, в-третьих, абсолютную необходимость, которая есть абсолютная возможность и действительность.''

Ну, и далее у него разбор всех этих пунктов, где он показывает взаимосвязь этих четырёх категорий.

От себя могу сказать только следующее.
Любое действительное - возможно, то есть в любой действительности есть возможность.
Любая возможность - это какая-то действительность.

Ну, к примеру - у вас появилась куча стройматериалов и тем самым появилась возможность построить дом. Возможность эта связана с действительностью - с наличием стройматериалов. Но наличие этих материалов даёт вам и другие возможности - построить сарай вместо дома, забор или вообще - продать их и купить много колбасы или любой другой товар.
Но эта куча материалов имеет ещё и другую возможность - возьмёт и сгорит или сгниет. Это уже случайность. Но случайность также содержит в себе возможность и действительность.
Вообще - единство возможности и действительности это случайность, но она есть также и необходимость.
Тут нужно вспомнить, что действительное - это единство внешнего и внутреннего. А в них есть осуществление, которое обусловлено. Условиями и основанием. И это все есть в действительности. Но так как возможность - это рефлектированная в себя действительность, то в возможности все это тоже есть.
Так вот - случайность и необходимость, которые являются отношением возможности и действительности обусловлены тем, что есть внутри последних - условиями и основанием.
А единство условий и основания даёт осуществление, переход мыслимой вещи в осуществление. Так что нужно не упускать из виду то, что снято в предыдущем изложении, снято - это отрицание с удержанием. Поэтому в реальной действительности, которая уже не формальна, играют свою роль и условия. Пример давать не буду - тут простор для фантазии и просто ''подумать''.

Речь шла о действительности, которая содержит в себе много возможностей. В данном примере эта действительность - стройматериалы, можно взять в качестве примера деньги, человека, конструктор ''Лего'' и тд.
Рассмотрим эту действительность как реальную, то есть пойдём от нее назад, вглубь.
Эта куча стройматериалов стала необходимой, то есть - появилась у вас благодаря реализации каких то возможностей в прошлом, точнее - одной из возможностей, которые были в действительности. Соединившись с условиями и каким то основанием эта возможность стала необходимостью.
В этом же прошлом были и другие возможности в действительности, которые могли быть реализованы как необходимость - вы могли потратить эти деньги по-другому, вы могли лишиться этих денег, мог грянуть очередной кризис, могли возникнуть ещё какие-то непредвиденные обстоятельства, которые реализовали бы, привели к реальной действительности другие возможности.
Можно ли их назвать случайностью?
Случайностью такую реализованную возможность можно назвать только в том случае, если она не имеет под собой основания. Точнее - основание у нее в любом случае есть, но это не то основание, которое было положено в осуществление ''мыслимой вещи''. Если у вас была задумка купить эти стройматериалы, то делали вы ее на каком то основании и при наличии определённых условий. Но - вмешались обстоятельства, появились другие условия и реализовалась другая возможность, ставшая необходимостью. Тут уместно вспомнить пресловутую песчинку, попавшую в сложный механизм или какое нибудь происшествие, которое произошло независимо от вас, но сильно повлиявшее на вашу дальнейшую судьбу - водитель машины на встречке был пьян и влетел в вашу машину. Всякое бывает. Случайность - это тоже какая-то необходимость, вызванная стечением обстоятельств и условий.
Итак, случайность - это и есть необходимость. Все действительное случайно и необходимо.
Однако, это, конечно же, не совсем так, есть ещё закономерности, положенные тем царством законов, которое также есть в возможности и необходимости. Но череда превращений и масса условий, предшествующих действительному, появлению вещи, может быть отнесена как к чему то случайному.
Но о закономерностях и причинности - потом, в ''абсолютном отношении''.
Закончить можно красивой цитатой Гегеля, на чем и заканчивается эта глава о случайности, необходимости и возможности:

''Но эта случайность есть собственно абсолютная необходимость; она есть сущность тех свободных, необходимых в себе действительностей. Эта сущность боится света, так как в сказанных действительностях нет видимости, нет рефлекса, ибо они обоснованы лишь внутри себя, образованы для себя, проявляют лишь самих себя, – так как они суть лишь бытие.
....
внешность есть ее внутренность, ее отношение есть абсолютное тожество, а переход действительного в возможное, бытия в ничто есть совпадение с самим собою; случайность есть абсолютная необходимость, она сама есть предположение той первой абсолютной действительности.''

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ничто. Вечность. Бытие.

    Эти философские категории довольно сложно понять в изложении Гегеля, данный ролик озвучивает представление об этих "штуках" К. Юнга. Звучит попроще,…

  • 3 года назад

    Ну, как бы всё очевидно....

  • Бог?

    Ну, во всяком случае, есть основания считать, что нечто подобное и называлось раньше "богом". (Конспирология, кнешна... ха-ха 3 раза) А то уж…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments