kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диалектика. Форма и материя.

Прежде чем рассматривать отношение формы и материи нужно вернуться немного назад и попытаться разобрать отношение формы, поскольку из тех цитат, что я дал в прошлой записи, не всем все может быть понятно.
Ну, я стараюсь выразить попроще то, что написал Гегель, и не всегда это получается сделать, некоторые места у него поддаются к осмыслению с трудом...
Начать нужно с отношения основания.
Попробую опять его ''нарисовать''.
Рисуем круг - это сущность.
Второй круг рядом - это ее определения, положения - видимость, различение, различие.
От первого круга через второй линию обратно к первому кругу - это положение, которое вернулось в сущность и сняло себя.
Обвести оба круга линией - это основание.
Положение находится в нем в снятом виде. Как момент.
Основание тождественно себе и имеет различие. Имея в себе эти оба момента оно обретает устойчивость.
Положение сущности разрешилось в основание таким образом.

Далее - рисуем основание как отдельный круг и рисуем от него положение - то же самое положение видимости. Но уже не как возврашающееся обратно, а как положение, как отрицание основанием самого себя.
Это положение имеет в себе определения сущности - видимость, различение и само отношение основания. Это - обоснованное.
Оно содержит в себе и само основание, и его положение. Но положение не как возврат в себя, а как положение.
Вот это отношение основание-обоснованное и есть - форма.
Она имеет одной стороной отрицательное, положенное, определенное, а другой - положительное, основание, сущность.
Положение снимается, форма предполагает основание, в которое возвращается.
Вобщем - более простыми словами, форма - это видимость самой сущности.
Но уже та видимость, которая прошла все предыдущие превращения.
Та видимость, с которой начинается рефлексия сущности, ещё не имеет в себе различения, различия, тождества, противоположности, противоречия, основания. В форме все это есть.
Форма содержит в себе одной стороной все положенное, все определения сущности, поэтому она определяет сущность. И поэтому имеем два момента - форму и сущность.
Сущность, взятая в этом единстве сама по себе, является бесформенным.
Материей.

''Сущность становится материею, поскольку ее рефлексия определяет себя относиться к ней (сущности), как к бесформенному неопределенному. Материя есть, таким образом, простое неразличимое тожество, которое есть сущность с определением быть другим относительно формы.
Поэтому материя есть собственная основа или субстрат формы, так как первая есть рефлексия в себя определений формы или то самостоятельное, к которому они относятся, как к своей положительной устойчивости.''-
Материя - это другое формы и является ее основой.

Далее цитата самого Гегеля, в котором он сообщает, что такое материя, которую он чуть ранее приравнял к сущности. Даже прямо заявил, что сущность - это материя.
''Если отвлечь от всяких определений, от всякой формы чего-либо, то останется неопределенная материя. Материя есть нечто просто отвлеченное (материи нельзя видеть, осязать и т.д., – то, что видят, осязают, есть уже определенная материя, т.е. единство материи и формы). Это отвлечение, результатом которого оказывается материя, не есть, однако, внешнее отнятие и снятие формы, а форма, как было указано, сводит себя через саму себя к такому простому тожеству.''
Не знаю, что именно Гегель имел ввиду, но мне, как материалисту, совершенно ясно, что сущность, которая есть ''ничто'' - это некая материя, а не какой то там бесплотный Дух или Абсолютная Идея.

Далее опять цитирую Гегеля, так как он в этом месте высказывается на удивление понятно, без мистицизма. -
''Далее форма предполагает некоторую материю, к которой она относится. Но вследствие того, обе они не противостоят одна другой внешне и случайно; н
и материя, ни форма не самобытны или, другими словами, не вечны.
Материя безразлична к форме, но это безразличие есть определенность тожества с собою, в которое форма возвращается, как в свою основу.
Форма предполагает материю, именно потому, что она полагает себя, как снятое и тем самым относится к этому своему тожеству, как к чему-то другому.
Наоборот, форма предполагается материею, ибо последняя не есть простая сущность, которая есть непосредственно сама абсолютная рефлексия, но сущность, определенная, как положительное, именно как то, что есть, лишь как снятое отрицание.
Но с другой стороны, так как форма полагает себя, как материю, лишь поскольку она сама себя снимает и тем самым предполагает материю, то материя определяется также, как лишенная основания устойчивость. Равным образом, материя не определяется, как основание формы, но поскольку материя полагает себя, как отвлеченное тожество снятых определений формы, то материя не есть тожество в смысле основания, и форма, стало быть, по отношению к ней лишена основания.
Тем самым форма и материя определены, та и другая, не как положенные одна другою, не как основания одна другой. Материя есть скорее тожество основания и обоснованного, как та основа, которая противостоит отношению формы. Это их общее определение безразличия есть определение материи, как таковой, и образует также взаимное отношение их обеих.''
Тут идёт вывод их взаимосвязи.
И этот отрывок лучше внимательно прочитать и понять. -
''Равным образом, определение формы, состоящее в том, что она есть отношение их, как различенных, есть также другой момент их взаимного отношения.
Материя, как по своему определению безразличное, есть пассивное в противоположность форме, как деятельному.
Последняя( форма), как относящееся к себе отрицательное, есть противоречие внутри себя самого, разлагающееся, отталкивающее себя от себя и определяющее.
Она(форма) относится к материи и положена так, чтобы относиться к этой своей устойчивости, как к другому.
Материя, напротив, положена так, чтобы относиться только к себе самой и быть безразличною к другому; но в себе она относится к форме, ибо содержит в себе снятую отрицательность и есть материя лишь через это определение.
Она относится к форме как к другому, лишь потому, что форма в ней не положена, что она есть форма лишь в себе.
Материя заключает форму, как скрытую в материи, и есть абсолютная восприимчивость к форме лишь потому, что обладает последнею абсолютно в ней, что таково есть ее сущее в себе определение.
Материя должна поэтому быть оформлена, а форма должна материализоваться, сообщить себе в материи тожество с собою и устойчивость.''

Далее тоже слова самого Гегеля-
''Во-первых, форма и материя взаимно предполагают одна другую.
Как выяснилось, это значит, что одно и то же существенное единство есть отрицательное отношение к себе самому, которое, таким образом, раздваивается
на существенное тожество, определенное, как безразличная основа,
и на существенное различение или отрицательность, как определяющую форму.
Это единство сущности и формы, противополагающихся, как форма и материя, есть абсолютное определяющее себя основание.''
''Во-вторых, форма, как самостоятельная, есть сверх того снимающее себя противоречие;
но она также положена, как таковое, ибо она вместе и самостоятельна, и по существу отнесена к другому; тем самым она снимается.
Так как она сама двустороння, то и это ее снятие имеет две стороны.
Во-первых, она снимает свою самостоятельность, обращает себя во что-то положенное, во что-то, что есть в другом, и это ее другое есть материя.
Во-вторых, она снимает свою определенность относительно материи, свое отношение к последней, т.е. свое положение, и тем самым сообщает себе устойчивость.
Поскольку она снимает свое положение, то эта ее рефлексия есть ее собственное тожество, в которое она переходит;
но поскольку она вместе с тем отчуждает это тожество и противополагает его себе, как материю, то сказанная рефлексия в себя положения есть соединение с материею, в которой она приобретает устойчивость; поэтому она вступает при этом в соединение как с материею, как с некоторым другим (по той своей первой стороне, по которой она обращает себя во что-то положенное), так тем самым и со своим собственным тожеством.''

Немного сокращу - и материя, и форма определяют себя удвоенным образом - через своё тождество и через отношение друг к другу.
Материя имеет в себе форму и форма имеет в себе материю. Так как они определены относительно друг друга, то они относятся друг к другу как к своему другому, отрицательно. Это противоречие содержится и в форме, и в материи.
Противоречие выливается в обеих в то, что при снятии одного теряется определенность другого. То есть - их отношение это отношение внешних друг другу. - ''отношение к себе есть вместе отношение к себе, как к снятому, или отношение к своему другому.''

''В-третьих, через движение формы и материи их первоначальное единство, с одной стороны, восстановлено, с другой – есть уже положенное.
Материя столь же определяет сама себя, сколь это определение есть для нее внешнее действие формы;
наоборот, форма столь же определяет лишь себя или имеет определяемую ею материю в ней самой, сколь в своем определении относится к некоторому другому; ''
''Материя, как таковая, определена или необходимо имеет некоторую форму, а форма есть просто материальная, устойчивая форма.''

''
Форма, поскольку она предполагает материю, как свое другое, конечна. Первая есть не основание, но лишь действующее.
Равным образом и материя, поскольку она предполагает форму, как свое небытие, есть конечная материя; она есть также мало основание своего единства с формою, но лишь основа для формы.
Но как эта конечная материя, так и конечная форма не имеют истины; каждая относится к другой, и лишь их единство есть их истина.
В это единство возвращаются оба эти определения и тем самым снимают свою самостоятельность; тем самым оно оказывается их основанием.''

А эту фразу Гегеля нужно преподавать в школах и развесить на баннерах по всей стране - заставляет мозг работать:
"Иначе, определение материи формою есть опосредование сущности, как основания, с собою в некотором единстве через себя само и через отрицание себя самого.''

''Итак, оформленная материя или имеющая устойчивость форма есть не только это абсолютное единство основания с собою, но и положенное единство. Рассмотренное движение таково, что в нем абсолютное основание изобразило свои моменты вместе, как снимающие себя, и тем самым, как положенные. Иначе, восстановленное вновь единство в своем совпадении с собою в той же мере оттолкнуло себя от себя самого и определило себя; ибо это единство, как осуществленное через отрицание, есть также отрицательное единство. Поэтому оно есть единство формы и материи, как основа первой, но как ее определенная основа, которая есть оформленная материя, но безразличная к форме и материи, как к снятым и несущественным. Оно есть содержание.''
Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments