kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диалектика. Форма и сущность.

Продолжим рассмотрение основания. У Гегеля этот раздел назван ''Абсолютное основание''. И в него входит новая категория - форма.
Обычно форма понимается как нечто несущественное, аморфное, как то, чему не нужно уделять особое внимание. И отчасти это правда. Правильно. Но не истинно.
В основании есть определенности, положенные определенности, которые Гегель назвал ''существенности'' и которые рассмотрены в предыдущем изложении - это видимость, различение, различие и их отношение - тожество, различие, противоположность, противоречие. Это видимость самой сущности в ней самой.
Гегель говорит, что существенности - это восстановленное через сущность бытие. В них через сущность начинает проступает снятое в видимости бытие.
Это можно также понять как движение возврата из сущности, из ничто в бытие.
Отношение основания - это отношение неположенности к положенности, или сущности, которая рефлектирует в себя, к сущности, которая возвращается к себе через положение, через рефлексию. Это положение снимается и сущность возвращается в себя. Становясь неопределенной. Ее определение содержится в ней самой. И таким образом она и становится как отношение неположенности к положению.
''Положительное и отрицательное образуют собою существенное определение, в котором они исчезают, как в своем отрицании. Эти самостоятельные определения рефлексии снимаются, и исчезнувшее в основании определение есть истинное определение сущности.''
Итак, сущность - это основание, определённое в нем самом. Сущность отрицательна по своей природе, поэтому имеет положение. Которое возвращается обратно к основанию.
И это положение - обоснованное.
Таким образом сущность имеет двойную определенность.
''Она есть, во-первых, сущность, как основание, определенная, в смысле сущности, против положения, как неположение. Во-вторых, она есть обоснованное, непосредственное, которое не есть однако в себе и для себя, есть положение, как положение.''

Это положение - как положение, как то, что оттолкнуто, отрицаемо - тожественное в себе, это тожество отрицательного.
Основание - тожество положительного ( положительное - от слова положить, полагать, оно полагает, положительное, но в данном случае это тождество с самим собой положения, поскольку основание - это положение против неположения, устойчивое).
Тождественное себе положительное и тождественное себе отрицательное - это одно и то же тождество.
Тожество положительного - основание.
Тожество отрицательного - обоснованное.
''обоснованное же есть положение, как положение, а эта его рефлексия в себя есть тожество основания.
Следовательно, это простое тожество не есть само основание, ибо основание есть сущность, положенная, как неположение против положения.
Как единство этого определенного тожества (основания) с отрицательным тожеством (обоснованного), она есть сущность вообще, различенная от ее опосредования.''

''Это опосредование основания есть поэтому единство чистой и определяющей рефлексии;
ее определения или положение имеют устойчивость, и, наоборот, их устойчивость есть нечто положенное.
Так как их устойчивость сама есть положение или имеет определенность, то они тем самым различены от их простого тожества и образуют собою форму в противоположность сущности.''

''Сущности свойственна форма и ее определения.
Нечто относящееся выступает лишь в основании по моменту снятой рефлексии. Но сущность, как относящийся субстрат, есть определенная сущность; и в силу этого положения она по существу имеет форму.
Напротив, определения формы суть определения в сущности; она лежит в их основании, как неопределенное, которое в своем определении безразлично к ним; они имеют в ней свою рефлексию в себя. Определения рефлексии должны бы были иметь свою устойчивость в себе самих и быть самостоятельными; но их самостоятельность есть их разложение.''

''К форме относится вообще все определенное; оно есть определение формы, поскольку оно есть положенное и тем самым отличенное от того, чему оно служит формою;
Определения формы в сущности суть далее, как определенности рефлексии, по их ближайшей определенности вышерассмотренные моменты рефлексии, – тожество и различение, второе отчасти, как различие, отчасти, как противоположность. Но далее сюда же принадлежит отношение основания, поскольку оно есть хотя и снятое определение рефлексии, но через него сущность есть вместе с тем положенное. Напротив, к форме не принадлежит тожество, которое имеет основание внутри себя, именно состоящее в том, что положение снято, и что положение, как таковое – основание и обоснованное – есть одна рефлексия, превращающая сущность в простую основу, которая и есть устойчивость формы. Но эта устойчивость положена в основании, или иначе эта сущность есть сама по существу определенная; тем самым выступает вновь момент отношения основания и формы. В том и состоит абсолютное взаимоотношение формы и сущности, что последняя есть простое единство основания и обоснованного и тем самым сама становится определенным или отрицательным и отличается, как основа, от формы, но таким образом сама вместе с тем становится основанием и моментом формы.

Что форма определяет сущность, это значит, стало быть, что форма в своем различении сама снимает это различение и есть тожество с собою, которое и есть сущность, как устойчивость определения; форма есть противоречие, состоящее в том, что она снимается в своем положении и сохраняет устойчивость в этом снятии и потому есть основание, как тожественная себе в своем определении и отрицании сущность.

Эти различения – формы и сущности – суть поэтому лишь моменты самого простого отношения формы.Но они должны быть ближе рассмотрены и удержаны. Определяющая форма относится к себе, как снятое положение, она относится поэтому к своему тожеству, как к чему-то другому. Она полагает себя, как снятую, и тем самым предполагает свое тожество;
по этому моменту сущность есть неопределенное, относительно которого форма есть нечто другое. Таким образом, она есть уже не сущность, которая есть абсолютная рефлексия в саму себя, а определяется, как бесформенное тожество: она есть материя.


Далее будет отношение формы и материи, материи как сущности.
Что показал Гегель - так это то, что через обоснованное форма связана с самой сущностью.
Она и есть - сущность.
Обоснованное - положение основания.
Обоснованное и основание- это и есть форма. Она имеет в себе основание, как положенная этим основанием. Ещё говорят - нет ничего в основании, чего не было бы в обоснованном. И значит форма содержит в себе все существенности - видимость, различие, противоречие, противоположность.
Но это только начало.

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment