Действительно - довольно трудно понять абстрактные объяснения без какой-то ''привязки'' к знакомым образам. Хотя бы для первого понимания, потом это само собой сложится в единое. Гегель не зря так подробно останавливается на переходах одной категории в другую, он всеми силами пытается объяснить то, что в предмете исследования, да и в самой диалектике всё взаимосвязано, всё цельное. И нет никаких ''частей'' или ''элементов'', есть моменты целого.
И нельзя грубо вырывать один момент, рассматривать исключительно его без связи с другими моментами этого целого.
Поэтому не только М.В.Попов, на которого и летят все ''шишки'', но и Ленин считают или считали, что без диалектики невозможно многое понять и без нее неизбежно станешь жертвой манипуляций и реакции.
Итак, основание. Постараюсь опять ''нарисовать''.
Сначала рассматривается сущность - рисуем круг.
Затем выясняется, что в ней есть ещё и видимость - как уничтоженное, отрицаемое, снятое бытие - для лучшего понимания рисуем рядом второй круг.
Видимость полагает различение - так она сама отрицательна в себе и для себя.
Это ее непосредственность. ( пока не связываю все это с первым кругом).
Эта непосредственность отрицается и полагается различие - как тождественность с собой и различение. Это различие неотрывно от различения, так как оно выходит из этого различения, полагается им, является его ''частью'' или моментом, поэтому то оно и тождество одновременно. И содержит в себе единство этих двух моментов - тождества и различения.
Тут нужно от второго круга нарисовать дугу, возвращающуюся обратно - рефлексия. Так различие положено.
Этот круг, который видимость - это тождество, это тожество видимости, которая стала непосредственностью, отрицая себя саму и вернувшись в себя. А дуга, полагающая рефлексия,внешняя рефлексия, определяющая рефлексия - различие. Они едины. И находятся в одном целом.
Далее выясняется, что и тождество имеет в себе момент различия, и различие имеет в себе момент тождества. Эти моменты таким образом становятся самостоятельными, целым - они определяют сами себя. Тождество через различение и различение через тождество.
Таким образом они становятся противоположностью. Не только по отношению друг к другу, но и в себе самих.
Так как они противоположности в себе самих, то каждый из них исключает своё другое - тождество исключает различие, а различие - тожество.
Но! Исключая своё другое это целое перестаёт быть самостоятельным!
И это - противоречие.
Противоречие разрешается тем, что тождество постоянно переходит в различие, а различие - в тождество.
Теперь возвращаемся к первому кругу и вспоминаем, что сущность - это единое с видимостью, видимость находится внутри сущности. Она не только непосредственное, но так же и положенное. Различение, различие, противоречие находятся в ней самой.
То есть, если опустить довольно большой вывод этого, сущность - первый круг и видимость - второй круг также являются противоречием.
Только теперь моментами его являются эти две сущности.
И это противоречие разрешается в основание.
Для наглядности можете обвести эти два круга одним большим и написать - основание.
В основании появляются два существенных момента, которые есть сама сущность, противоположных момента, которые являются моментами самой сущности.
Это называют отношением основания, где ( образно выражаясь) одна сущность определяет другую и наоборот. И другой момент не может быть исключён - поскольку тогда теряется самостоятельность всего основания.
Не знаю - понятно или нет... Поправки приветствуются.