kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Category:

Диалектика. Противоречие. Основание.

Различие определилось до противоположности, причём каждая сторона этой противоположности является целым, имеющим в себе другую сторону этой противоположности. Каждая из них определена в себе относительно другой. При этом они и сами определены относительно друг друга. Причём определены так, что одна сторона может существовать лишь при наличии противоположной.
И при отрицании в себе своего другого эта сторона отрицает тем самым и себя.
И это называется - противоречие.

В различии стороны различения безразлично распадаются, в противоположности они стороны различения, определённые одно через другое, то есть - моменты. Моменты одного целого, самостоятельные определения рефлексии, моменты противоположности.
Один из них положительный в нём самом, другой - отрицательный в нем самом, каждый из них самостоятелен, так как имеет в нем самом и другой момент. ( Тождество и различие, равенство и неравенство)
Таким образом каждый момент есть целостная замкнутая внутри себя противоположность.
Каждое опосредовано с собой своим другим и содержит своё другое.
В то же время оно ''оно опосредовано с собою небытием своего другого; таким образом, оно есть сущее для себя единство и исключает другое из себя.''
То есть - в самостоятельном его рефлексия исключает из себя другое, взятое в этом же отношении или - одна из сторон противоположности исключается другим и противоположность теряет свою самостоятельность, тем самым отрицается самостоятельность этого целого.
Самостоятельность как целого, определённого внутри себя относительно его другого.
И это есть - противоречие.

Само различение - это уже противоречие в себе, поскольку различаемое положено в себе отрицательно его самого и различение - это единство таких моментов.
Каждое из них, и положительное и отрицательное, полагают себя, снимают и полагают своё противоположное.
''Они обращают определяющую рефлексию в исключающую; ибо исключение есть одно различение, и каждое из различенных, как исключающее, есть само целое исключение и, следовательно, каждое исключает себя внутри себя самого.''
Вот эта мысль очень интересна:
''Если рассматривать для себя каждое из самостоятельных определений рефлексии, то положительное есть положение, рефлектированное в равенство с собою; положение, которое не есть отношение к чему-либо другому, следовательно, такое состояние, в коем положение снято и исключено. Тем самым положительное обращает себя в отношение небытия к некоторому положению.''
''Таким образом, оно есть противоречие, ибо, как положение тожества с собою через исключение отрицательного, оно само себя обращает в отрицательное, т.е. в другое, исключаемое им из себя. Это другое, как исключенное, положено свободным от исключающего и тем самым рефлектированным в себя и само исключающим.'' -
Другими словами - положительное, исключающее из себя отрицательное, само становится отрицательным, своим другим. И это - противоречие положительного.

Точно так же и отрицательное - оно отрицательно в самом себе и относится отрицательно к своему отрицанию. Но отрицательное отношение к своему отрицанию,отрицательное самого себя - это непосредственность, равенство с собой, а значит - тождество.

В обоих случаях получается противоречие - как отношение к себе, но для положительного это противоречие в себе, а в отрицательном - положенное.
Для отрицательного это быть тожественным себе как рефлексия в себя и исключать своё тождество, пребывая отрицательным. -
''ибо в своей рефлексии в себя, в силу которой отрицательное в себе и для себя, или как отрицательное, тожественно себе, оно имеет то определение, что оно есть нетожественное, исключение тожества. Оно состоит в том, чтобы быть тожественным себе в противоположность тожеству и тем самым исключать само себя из себя через свою исключающую рефлексию.''
Отрицательное, будучи тождественным себе, исключает это тожество и есть противоречие.

В этой исключающей рефлексии положительное и отрицательное снимают поочередно друг друга и находятся постоянно в этом переходе. Каждое из них есть этот постоянный переход и превращение себя в свою противоположность.
''Это непрекращающееся исчезание противоположных в них самих есть ближайшее единство, возникающее через противоречие, оно есть нуль.''

''Но противоречие содержит в себе не только отрицательное, а также и положительное; или, иначе, исключающая саму себя рефлексия есть вместе с тем полагающая рефлексия; результат противоречия не есть только нуль. Положительное и отрицательное образуют положение самостоятельности; отрицание их через них самих снимает положение самостоятельности. Вот что поистине разлагается в противоречии.''-
Постоянное положение и снятие своей самостоятельности.

''Самостоятельность есть, таким образом, возвращающееся в себя через свое собственное отрицание единство, ибо она возвращается в себя через отрицание своего положения. Она есть единство сущности не через отрицание другого, а через тожество с самою собою.''-
Таким образом самостоятельность - это единство сущности.
Самостоятельность в противоположении, как исключающая рефлексия, обращает себя в положение и снимает его, не только уничтожает себя в основании, но и возвращается в него.

''Разрешенное противоречие есть, следовательно, основание, сущность, как единство положительного и отрицательного.
В противоположности определение достигло полной самостоятельности; основание же и есть эта совершенная самостоятельность;
отрицательное есть в нем самостоятельная сущность, но как отрицательная;
поэтому основание есть столько же положительное, сколько тожественное с собою в этой отрицательности.
Поэтому в основании противоположность и ее противоречие столько же сняты, сколько сохранены.
Основание есть сущность, как положительное тожество с собою, но такое, которое вместе с тем относится к себе, как отрицательность, следовательно, определяет себя и обращает себя в исключенное положение;
но это положение есть вся самостоятельная сущность, и сущность есть основание, как тожественная себе и положительная в этом своем отрицании.
Противоречащая себе полная противоположность была, стало быть, уже сама основанием; к ней присоединилось лишь определение единства с собою, проявляющееся в том, что из самостоятельных противоположных каждое снимает себя и обращает себя в другое и тем самым уничтожается в основании, но при этом вместе с тем только совпадает с самим собою, и потому в своем уничтожении, т.е. в своем положении или отрицании и есть собственно лишь рефлектированная в себя, тожественная себе сущность.''

Дальнейшие категории будут рассматриваться именно в этом отношении основания.
Вторая книга началась с категории видимости, от которой через различение, различие, противоположность, разрешенное противоречие выводится основание.
Что важно понять в этом отношении основания, так это то, что определение сущности - это тоже сущность. Вот шли от сущности, выяснили, что сущность - это видимость, она полагает различение, различение положило различие, в различии нашли противоположность, которая оказалась противоречием и противоречие разрешилось в основание. Которое оказалось сущностью, но уже такой, которая сама является противоречием. И своей исключающей рефлексией она определяет себя, превращает в положение, которое оказывается ей же самой.

В видимости сущности, которая была лишь рефлексией в себя сущности, определением себя через саму себя, появились различия, перешедшие через противоположность в противоречие, разрешившееся в основание - в саму же сущность.
В безликой сущности, с которой Гегель начинает, проявились ее определенности.
Если попробовать объяснить ещё проще - то это будет выглядеть так:
Начали с ничто, вернее - если начинать с первой книги, то начали с бытия, которое перешло в ничто в конце первой книги, затем рассматривали это ничто и получили в нём видимость, в которой есть есть уже различение, различие, противоположность, противоречие. Но всё это осталось видимостью, которая и есть сущность. Это моменты самой сущности.

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

  • Неумолимо и неотвратимо.

  • Портретик

    ...лежащая на диване мразь, не могущая наладить нормальную жизнь в собственном доме и упивающаяся мнимым величием, политым обильно чужой кровью...

  • Операция "Преемник"?

    Давно не было поводов отметить что-то записью. Вернее - поводов было много,но - времена ныне такие.... интересные... Идет очень интересная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Неумолимо и неотвратимо.

  • Портретик

    ...лежащая на диване мразь, не могущая наладить нормальную жизнь в собственном доме и упивающаяся мнимым величием, политым обильно чужой кровью...

  • Операция "Преемник"?

    Давно не было поводов отметить что-то записью. Вернее - поводов было много,но - времена ныне такие.... интересные... Идет очень интересная…