kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диалектика. Различие. Противоположность.

Остановился я в прошлой записи на различии, которое было выведено из различения.
Вся предшествующая цепочка выглядит так - тождество полагает различение, различение полагает различие. При этом выяснилось, что тождество бывает только тождеством различного, так как оно содержит в себе это различение, полагает его, имеет в различении свой момент и различение, в свою очередь, имеет в себе момент тождества.
Различение полагает различие - это следующая категория диалектики в движении к понятию.
Различение распадается в себе на два момента - тождество и различение.
Тождество - как непосредственное, рефлектированное в себя и различение - как такое же непосредственное, рефлектированное в себя. Оба есть положенное, определенное, но каждое в этой положенности - отношение к себе.
Различение - поскольку имеет внутри себя два таких момента, есть различие.

Итак - два момента в различении, тождество и различение.

1.Тождество распадается в нем самом на тождество и различие, так как оно имеет в своей основе отрицательное, отрицает само себя, полагает себя как различение.
В себе оно тождественно, но как отрицательное оно различно и различное есть то, что оно есть только в своей противоположности, в тождестве.
Различие в нём- это другое рефлексии, ее инобытие.

2. Моменты различения - тождество и различение. Тождество как рефлектированная в себя непосредственность и различение - как рефлектированная в себя определенность. Оба момента взаимно безразличны. Они рефлектированы в себя и относятся лишь к самим себе. Они не определены в противоположность друг к другу. Различенные таким образом они относятся друг к другу как различные вообще, не как тождество и различение. Они безразличны к друг другу и своей определенности.


Как видно - оба момента, тождество и различие, это целые, имеющие в себе свой противоположный момент. И тем самым определенность, состоявшая в том, чтобы быть только тождеством или только различением снимается - каждое из них есть и тождество, и различение в своей непосредственности, в рефлексии в себя
Остаётся их определённость в положении или во внешней рефлексии. Положение - это отрицание как отрицание, значит в себе оно отрицательное отношение к себе и рефлексия в себя. Но отношение это построено так, что это отношение к себе как к внешнему.
Получается такая удвоенная рефлексия - в себя и внешняя, состоящая в определенности через положение или отрицание.
Эти две рефлексии - два определения, в которых положили себя моменты различения - тождество и различения.
Рефлексия в себе - тождество, оно неопределенное, не лишенное различения, но относящееся к нему безразлично. Это различие.
Рефлексия в себе - тождество - различие.
Это тождество, не лишенное различия, но относящееся к нему как к тождественному с собой.
Это таким образом рефлектировавшее себя в себя тождество, что это одна рефлексия в себя обоих моментов. Оба они рефлексия в себя.
''Тожество есть эта одна рефлексия их обоих, которые имеют различение в ней, как нечто безразличное, и которая есть различие вообще.''

(Надо, наверное, иметь представление, что различие определяется через различение и тождество - когда сравниваем два предмета. Например, цвет - один красный, другой - белый. Они тождественны, так как они - цвет, но различаются - красный и белый. В этом различении они сами для себя безразличны и являются этим различием. Вообще - сравнивание происходит в каком то отношении, в каком то равном, тождественном отношении - по весу, цвету, запаху - и потом различаются, далее будет внешнее тождество как равенство, и внешнее различение - как неравенство. Равенство - в каком отношении сравнивают, неравенство - само различие. Но их неравенство имеет значение только в этом внешнем сравнении, для себя и в себе они равны. Поэтому получается равенство неравного и неравенство равного, но это дальше.)

''Внешняя рефлексия есть, напротив, его определенное различение, не как абсолютной рефлексии в себя, но как определение, относительно которого сущая в себе рефлексия безразлична; его оба момента, тожество и самое различение, суть таким образом положенные внешне, не сущие в себе и для себя определения.''
Вот это внешнее тождество - равенство. Внешнее различение - неравенство.
''Равенство есть, правда, тожество, но лишь положенное, тожество, которое не есть в себе и для себя. Равным образом неравенство есть различение, но внешнее, которое не есть в себе и для себя различение самого неравного. Равно ли нечто другому нечто, или нет, не касается ни того, ни другого; каждое из них относится лишь к себе; оно в себе и для себя самого есть то, что оно есть; тожество или нетожество, в смысле равенства и неравенства, есть отношение к третьему, которое находится вне них.''

'' Внешняя рефлексия относит различное к равенству и неравенству. Это отношение, сравнение, исходит попеременно от равенства к неравенству и от последнего к первому. Но это перемежающееся отношение равенства и неравенства внешне для самих этих определений; равным образом они относятся не одно к другому, но лишь к чему-либо третьему.
Каждое в этой смене выступает непосредственно для себя.
Внешняя рефлексия, как таковая, внешня для самой себя; определенное различение есть отрицаемое абсолютное различение; поэтому оно не просто, не есть рефлексия в себя, но имеет ее вне себя; вследствие того его моменты распадаются и так же относятся, как внешние один другому, к противоположной им рефлексии в себя.''

Вобщем - это то, что я написал выше в скобках - все берётся равным в одном отношении и рассматриваются различия в этом отношении. Вес, цвет, размер...
И получаем равное - равным самому себе, а неравное - неравным самому себе.
Это вытекает из того, что мы рассматриваем в таком то отношении. И поскольку одно равно другому, постольку оно ему не равно. Поскольку это цвета, то это равное, но постольку один красный, другой зелёный - это неравное.
Равное - относится к себе как равное, неравное - тоже только лишь неравенство.
Но этим своим разделением они снимаются.
Именно своим разделением они разрушаются. Мы берём что-то равное в одном отношении и неравное в другом. То есть - неравное равного или равное неравного. И друг без друга эти определения - равного и неравного - теряют смысл. Они определяют друг друга, и не существуют по отдельности.
Или по другому - каждое из них является само собой, равенство - это равенство с собой, а неравенство - это равенство с собой. Оба являются равенством и различия сняты.
Далее нужно привести самого Гегеля, красиво сказано -
''С этой стороны, как моменты внешней рефлексии и внешние самим себе, равенство и неравенство исчезают в их равенстве. Но это их отрицательное единство далее также положено в них; а именно они имеют сущую в себе рефлексию вне их или суть равенство, а неравенство некоторого третьего, другого, чем они сами. Т. обр. равное не есть равное самому себе, а неравное не есть неравное самому себе, но нечто неравное ему само есть равное. Равное и неравное есть, поэтому, неравное самому себе. Каждое тем самым есть эта рефлексия, равенство, которое есть и оно само, и неравенство, и неравенство, которое есть и оно само, и равенство.''

Ну, и далее из этого следует:
''Различие, безразличные стороны которого суть также лишь моменты одного отрицательного единства, есть противоположность.''

Чтобы не делать отдельную запись по противоположности, кратко -
Это такое различие, в котором проявляются две стороны чего то единого, стороны которого не могут определяться друг без друга. К примеру - добро-зло, свет-тьма, пролетариат-капиталист, начальник-подчиненный и тп.
В этом различие обостряется до противоположности, которая переходит в противоречие.
Про противоречие - следующая запись.

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

  • Совсем без темы.

    На фото - курдский мальчик, получивший ожоги от применения химического оружия. мы видим бесконеченое страдание на его нетронутом лице, которое…

  • Сирия, Турция, РФ, курды.

    Сегодня, всвязи с операцией Турции против курдов, с тем, что войска Сирии взялись защищать курдов, прочитал несколько материалов, где вангуют чутьли…

  • Евразия.

    Это относительно заявлений из США о санкциях в отношении некоторых европейских стран. Не буду повторяться, материал (на полноту не претендую)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments