kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Диалектика. Различие. Противоположность.

Остановился я в прошлой записи на различии, которое было выведено из различения.
Вся предшествующая цепочка выглядит так - тождество полагает различение, различение полагает различие. При этом выяснилось, что тождество бывает только тождеством различного, так как оно содержит в себе это различение, полагает его, имеет в различении свой момент и различение, в свою очередь, имеет в себе момент тождества.
Различение полагает различие - это следующая категория диалектики в движении к понятию.
Различение распадается в себе на два момента - тождество и различение.
Тождество - как непосредственное, рефлектированное в себя и различение - как такое же непосредственное, рефлектированное в себя. Оба есть положенное, определенное, но каждое в этой положенности - отношение к себе.
Различение - поскольку имеет внутри себя два таких момента, есть различие.

Итак - два момента в различении, тождество и различение.

1.Тождество распадается в нем самом на тождество и различие, так как оно имеет в своей основе отрицательное, отрицает само себя, полагает себя как различение.
В себе оно тождественно, но как отрицательное оно различно и различное есть то, что оно есть только в своей противоположности, в тождестве.
Различие в нём- это другое рефлексии, ее инобытие.

2. Моменты различения - тождество и различение. Тождество как рефлектированная в себя непосредственность и различение - как рефлектированная в себя определенность. Оба момента взаимно безразличны. Они рефлектированы в себя и относятся лишь к самим себе. Они не определены в противоположность друг к другу. Различенные таким образом они относятся друг к другу как различные вообще, не как тождество и различение. Они безразличны к друг другу и своей определенности.


Как видно - оба момента, тождество и различие, это целые, имеющие в себе свой противоположный момент. И тем самым определенность, состоявшая в том, чтобы быть только тождеством или только различением снимается - каждое из них есть и тождество, и различение в своей непосредственности, в рефлексии в себя
Остаётся их определённость в положении или во внешней рефлексии. Положение - это отрицание как отрицание, значит в себе оно отрицательное отношение к себе и рефлексия в себя. Но отношение это построено так, что это отношение к себе как к внешнему.
Получается такая удвоенная рефлексия - в себя и внешняя, состоящая в определенности через положение или отрицание.
Эти две рефлексии - два определения, в которых положили себя моменты различения - тождество и различения.
Рефлексия в себе - тождество, оно неопределенное, не лишенное различения, но относящееся к нему безразлично. Это различие.
Рефлексия в себе - тождество - различие.
Это тождество, не лишенное различия, но относящееся к нему как к тождественному с собой.
Это таким образом рефлектировавшее себя в себя тождество, что это одна рефлексия в себя обоих моментов. Оба они рефлексия в себя.
''Тожество есть эта одна рефлексия их обоих, которые имеют различение в ней, как нечто безразличное, и которая есть различие вообще.''

(Надо, наверное, иметь представление, что различие определяется через различение и тождество - когда сравниваем два предмета. Например, цвет - один красный, другой - белый. Они тождественны, так как они - цвет, но различаются - красный и белый. В этом различении они сами для себя безразличны и являются этим различием. Вообще - сравнивание происходит в каком то отношении, в каком то равном, тождественном отношении - по весу, цвету, запаху - и потом различаются, далее будет внешнее тождество как равенство, и внешнее различение - как неравенство. Равенство - в каком отношении сравнивают, неравенство - само различие. Но их неравенство имеет значение только в этом внешнем сравнении, для себя и в себе они равны. Поэтому получается равенство неравного и неравенство равного, но это дальше.)

''Внешняя рефлексия есть, напротив, его определенное различение, не как абсолютной рефлексии в себя, но как определение, относительно которого сущая в себе рефлексия безразлична; его оба момента, тожество и самое различение, суть таким образом положенные внешне, не сущие в себе и для себя определения.''
Вот это внешнее тождество - равенство. Внешнее различение - неравенство.
''Равенство есть, правда, тожество, но лишь положенное, тожество, которое не есть в себе и для себя. Равным образом неравенство есть различение, но внешнее, которое не есть в себе и для себя различение самого неравного. Равно ли нечто другому нечто, или нет, не касается ни того, ни другого; каждое из них относится лишь к себе; оно в себе и для себя самого есть то, что оно есть; тожество или нетожество, в смысле равенства и неравенства, есть отношение к третьему, которое находится вне них.''

'' Внешняя рефлексия относит различное к равенству и неравенству. Это отношение, сравнение, исходит попеременно от равенства к неравенству и от последнего к первому. Но это перемежающееся отношение равенства и неравенства внешне для самих этих определений; равным образом они относятся не одно к другому, но лишь к чему-либо третьему.
Каждое в этой смене выступает непосредственно для себя.
Внешняя рефлексия, как таковая, внешня для самой себя; определенное различение есть отрицаемое абсолютное различение; поэтому оно не просто, не есть рефлексия в себя, но имеет ее вне себя; вследствие того его моменты распадаются и так же относятся, как внешние один другому, к противоположной им рефлексии в себя.''

Вобщем - это то, что я написал выше в скобках - все берётся равным в одном отношении и рассматриваются различия в этом отношении. Вес, цвет, размер...
И получаем равное - равным самому себе, а неравное - неравным самому себе.
Это вытекает из того, что мы рассматриваем в таком то отношении. И поскольку одно равно другому, постольку оно ему не равно. Поскольку это цвета, то это равное, но постольку один красный, другой зелёный - это неравное.
Равное - относится к себе как равное, неравное - тоже только лишь неравенство.
Но этим своим разделением они снимаются.
Именно своим разделением они разрушаются. Мы берём что-то равное в одном отношении и неравное в другом. То есть - неравное равного или равное неравного. И друг без друга эти определения - равного и неравного - теряют смысл. Они определяют друг друга, и не существуют по отдельности.
Или по другому - каждое из них является само собой, равенство - это равенство с собой, а неравенство - это равенство с собой. Оба являются равенством и различия сняты.
Далее нужно привести самого Гегеля, красиво сказано -
''С этой стороны, как моменты внешней рефлексии и внешние самим себе, равенство и неравенство исчезают в их равенстве. Но это их отрицательное единство далее также положено в них; а именно они имеют сущую в себе рефлексию вне их или суть равенство, а неравенство некоторого третьего, другого, чем они сами. Т. обр. равное не есть равное самому себе, а неравное не есть неравное самому себе, но нечто неравное ему само есть равное. Равное и неравное есть, поэтому, неравное самому себе. Каждое тем самым есть эта рефлексия, равенство, которое есть и оно само, и неравенство, и неравенство, которое есть и оно само, и равенство.''

Ну, и далее из этого следует:
''Различие, безразличные стороны которого суть также лишь моменты одного отрицательного единства, есть противоположность.''

Чтобы не делать отдельную запись по противоположности, кратко -
Это такое различие, в котором проявляются две стороны чего то единого, стороны которого не могут определяться друг без друга. К примеру - добро-зло, свет-тьма, пролетариат-капиталист, начальник-подчиненный и тп.
В этом различие обостряется до противоположности, которая переходит в противоречие.
Про противоречие - следующая запись.

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О скандале относительно Ильина.

    Если кто не знает - это такой как бы, вроде, русский философ, работавший одно время на органы нацистской Германии или сотрудничающий с ними -…

  • Ни о чем.

    Взялись вот отовсюду таджиков депортировать... Молодые здоровые парни. На родине работы нет. И если там поступят предложения повоевать за хорошие…

  • Интересное обращение.

    Друзья. Соотечественники. Христиане и мусульмане. Представители иных конфессий. Я обращаюсь ко всем вам. Идет священный для мусульман месяц -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments