kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Сфера сущности. Конспект. Существенное, несущественное, видимость.

Я совсем не претендую на какое-то научное изложение диалектики Гегеля, это необходимо, в первую очередь, лично мне.
Понять - это выразить в понятиях, это выразить в словах то, что как тебе самому кажется, ты понял. Ну, и - как говорится, если хочешь понять - попытайся объяснить другому, он точно ничего не поймёт, а ты сам уже начнешь понимать.
Так что дальнейшие записи по диалектике будут в таком вот контексте. Типа конспекта. Постараюсь передать то главное, что есть у Гегеля - взаимосвязь и взаимопереходы категорий. Без них вся диалектика сводится к заучиванию названий категорий и перестаёт быть тем, что она есть - метод познания в движении. Не мёртвых, застывших понятий, а понятий как отражения постоянно движущегося и изменяющегося мира.

Итак, первая книга ''Учение о бытии'' закончилась тем, что бытие растворилось в бесконечном. В ней Гегель начал с чистого бытия, которое оказалось тем же самым, что и чистое ничто, которое также переходит в бытие, но уже не в чистое бытие, это бытие уже стало становлением и тд. Далее он рассматривает это наличное бытие, приходит к нечто, к его определенностям и затем это единичное растворяется во всеобщем и бесконечном. По сути - наличное бытие исчезло, оно перешло обратно в чистое бытие, в котором нечего различать и созерцать и которое, следовательно, есть то же самое, что и ничто.

С этого, вобщем-то, и начинается вторая книга - ''Учение о сущности''.
Сущность - это отрицание всякого бытия, бытие находится в снятом виде, то есть - в отрицании с удержанием. Мы его отбрасываем, но ''держим в уме'' - снимаем.
В то же время сущность, хоть и есть отрицание всякого бытия, но она - есть , значит она бытие. Но бытие - это не сущность, так как сущность - отрицание бытия. Как только мы говорим, что она ''есть'', мы сразу же говорим тем самым, что это - не сущность.
Чтобы выйти из положения Гегель обозначил бытие сущности другим понятием.
Не ''бытие'', а существование. И все определения, которые выведены во второй книге, относятся именно к этой сфере - сфере существования.
Существование - это ''бытие'', состоящее в отрицании всякого бытия.
Это абсолютная отрицательность бытия. Снятое бытие в себе.

Таким образом сущность относится к бытию как к другому вообще, существование сущности - это существенное, а бытие можно назвать несущественным. Однако в дальнейшем изложении будет показано, что и это очень относительно. Бытие находится в снятом виде. Сущность - это существование бытия в сущности, уничтожаемого в ней бытия, его видимость.
Видимость - следующая категория.
Видимость - уничтоженность бытия в самой сущности. И эта уничтоженность есть только в самой сущности, вне сущности ее нет. Это остатки из сферы бытия.

Тут нужно вернуться к определению существенного и несущественного.
Существенное - это относящееся к самой сущности, это ее абсолютно отрицательное. Несущественное - это некое бытие в себе и для себя в противоположность существенному. Это два момента в одном. Два движения в одном. И оба они принадлежат самой сущности. При этом не совсем важно - что мы вначале берём за существенное и что - за несущественное.
Когда мы рассматривали движение в сфере бытия, то брали за противоположность моменты бытия и ничто, находящиеся в предмете рассмотрения, но сфера сущности - это сфера ничто, поэтому здесь моментами являются существенное и несущественное.
Вообще - когда мы рассматриваем что-то в его движении - мы должны брать моменты этого движения в их противоположности, это обязательное условие диалектики.

Итак, видимость - это остатки бытия в самой сущности, это некоторое другое самой сущности. Как другое она имеет в себе два момента - существование и несуществование. Тут надо понимать, что мы в сфере сущности, что существование - это отсутствие всякого бытия. Так как видимость - это уничтоженное бытие в самой сущности, то ее несущественное осталось лишь как чистый момент. Ее несуществование обусловлено ее существованием. Или, иначе - она существует лишь благодаря своему несуществованию. Она определена как несуществование в противоположность существованию. И в этом состоит ее непосредственность.
Она имеет существование лишь в отношении к своему несуществованию, сущая лишь в своём отрицании. Определённая лишь по отношению к другому, не определённая в себе, отраженная от другого, рефлектированная непосредственность, непосредственность, возникающая лишь через ее отрицание.
То есть она определяется вообще только лишь благодаря тому, что в ней есть момент этого несуществования - уничтоженное бытие, остатки этого бытия.
Определяется относительно существования - полного отрицания бытия. Как несуществование.
''есть не что иное, как пустое определение непосредственности несуществования''.
Продолжение последует - ''видимость''.

Поправки приветствуются!
Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments