kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Отчуждение как форма расчеловечивания.

Марксизм многие называют абстрагированным от человека учением, сухой экономикой, где нет места человеку как человеку. Определение человека звучит как - животное общественное, говорящее, трудящееся, разумное. И именно в своём труде человек реализует своё творческое, именно им он преобразует природу в соответствии со своими интересами.
Сначала была задумка написать о двух разновидностях людей, одна из которых - малая, применяет эти свои качества ради того, чтобы паразитировать на труде большинства. То есть - они общественны, разговаривающие, разумные, они даже в каком то смысле трудятся, но они преобразуют не вещество природы для приведения окружающего мира в соответствии со своими интересами, а используют для этого другую часть человечества, приводя ее в состояние, соответствующее своим интересам - жить за счёт чужого труда.

В процессе полез поискать кое что и наткнулся на замечательную статью о проблеме отчуждения труда - как отчуждения того самого творческого начала в человеке. Маркс про это достаточно много сказал и он серьёзно разбирал эту проблему.
В сокращении. Ссылка на полный вариант в конце.

Отчуждение у Маркса носит диалектический смысл, он состоит в том, что рабочий в процессе своего труда производит отчужденный продукт, приобретающий форму товара, своим трудом он не выражает свою сущность — труд как цель и смысл существования перестает существовать, теперь он используется только для поддержания своего физического существования.

«Отчужденный труд переворачивает это отношение таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность, свою сущность только лишь в средство для поддерживания своего существования». Былое единство человека с собственной сущностной природой утрачивается, в огромной четко структурированной капиталистической системе он вынужден играть роль винтика, завершающего превращение рабочего в частичного человека, теперь он может существовать только лишь как рабочий и не как иначе.
Маркс анализирует проблему отчуждения с двух аспектов: экономически и психологически.
С экономической точки зрения рабочий в своем отчужденном труде производит отчужденный продукт, противостоящий ему как нечто чуждое и враждебное. Лишенный собственности на средства производства, он вынужден продавать свою способность трудиться, умирать на несколько часов в сутки. Продажа собственной рабочей силы не дает рабочему возможности жить в достатке, он вынужден довольствоваться железным минимумом заработной платы. «Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции.
Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает.
В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. Этот факт выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя»

Но факт отчужденности рабочего от самого себя, причина которого есть отчужденный труд, обрекает рабочего не только на материальное обнищание (относительное) еще одним последствием отчужденности есть уродование личности рабочего. Отчужденный труд делает глубоко несчастным человека им занимающимся. Одной из причин того, что при капитализме процесс отчуждения доходит до своего пика, Маркс видел в том, что рабочая сила становится товаром. «Рабочий стал товаром, и счастье для него, если ему удается найти покупателя. Спрос же, от которого зависит жизнь рабочего, зависит от прихоти богачей и капиталистов».
Для человека жизненно необходимо удовлетворять свои физические и духовные потребности, поэтому некоторое время в течение своей жизни он тратит на удовлетворение их посредством созидательного труда. Но стоит заметить, что факты существования классического рабства и феодальных порядков в истории дают право сделать заключение, что не всегда трудящийся человек свободно распоряжался своим трудом, это несвобода неразрывно была связана с отсутствием личной свободы у самого трудящегося. В вышеуказанное время для большинства народных масс проблема отчуждения связана с их личной и экономической зависимостью от господствующих классов. Уникальность же капитализма состоит в том, что он отрывает друг от друга рабочего и его способность к труду. В этом самый главный смысл процесса отчуждения при капитализме по Марксу. Он выделяет несколько видов отчуждения:
(1) от процесса труда,
(2) от продукта труда,
(3)от своей собственной сущности, и
(4) людей друг от друга.

Но почему труд становится отчужденным? Это ключевой вопрос в рассмотрении проблемы отчуждения, ведь правильно ответив на него, мы сможем понять, каким путем преодолеть отчуждение рабочего от самого себя. Мысли Маркса о причине отчуждения неоднозначны. Маркс дает двоякую формулировку причины: «…хотя частная собственность и выступает как основа и причина отчужденного труда, в действительности она, наоборот, оказывается его следствием, подобно тому как боги первоначально являются не причиной, а следствием заблуждения человеческого рассудка. Позднее это отношение превращается в отношение взаимодействия».
Итак, частная собственность выступает для Маркса и причиной и следствием отчужденного труда. Как это может быть? Я предполагаю вот в чем разрешение этого противоречия. Корень зла лежит в разделении и противопоставлении необходимого и прибавочного труда.
Прибавочный труд не имеет извечного существования, он был невозможен на той ступени истории, когда человеческий труд имел крайне низкую производительность. На этой низкой ступени человек производил лишь необходимый продукт, удовлетворяющий его наиболее первичные потребности в пище и жилье. Прибавочный труд стал возможен лишь тогда, когда человек стал производить излишки.

При господстве капиталистического способа производства отношение необходимого труда к прибавочному претерпевает удивительные изменения. Здесь нет видимого пространственного и временного отделения необходимого труда от прибавочного, они оба синтезированы в одном рабочем дне. Путем применения абстракции мы можем разделить рабочий день на 6 часов необходимого труда и 6 часов прибавочного. Но данная абстракция в реальном процессе производства не применяется ни рабочим, ни капиталистом.
Труд рабочего имеет вид монолитного целостного труда, этот труд создает определенное количество потребительной стоимости, и рабочему кажется, что его заработная плата равняется произведенной им стоимости. Но это не так, такая видимость достигается за счет того, что произведенный рабочим продукт отчуждается от него в пользу капиталиста, и частью возмещается в заработной плате.
Заработная плата — вот та иллюзия, за счет которой происходит обман рабочего. Часть продукта, выраженного в заработной плате, отчуждается от конкретного капиталиста в пользу конкретного рабочего и кажется, что рабочий здесь вполне независим. Но эта независимость — лишь хорошо прикрытый обман.
Если абстрагироваться от конкретного капиталиста и рабочего, и перейти к классу капиталистов и классу пролетариев, то вот, что мы перед собой видим: рабочий после получения зарплаты вынужден за счет ее удовлетворять свои жизненные потребности. Полученный рабочим денежный эквивалент произведенной им стоимости строго определен, он соответствует количеству общественно-необходимого труда затрачиваемого на производство данного товара — рабочей силы. Стоимость рабочей силы — это стоимость жизненно необходимых средств, требуемых для ее воспроизводства. А жизненные блага находятся всецело в собственности капиталистов: покупая необходимый товар, рабочий возвращает часть принадлежащего ему продукта в форме денег обратно классу капиталистов. И потребив этот товар, рабочий остается без денег и без продуктов. Он опять вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу, и так до бесконечности пока средства производства принадлежат капиталистам.
«Иллюзия, создаваемая денежной формой, тотчас же исчезает, как только мы вместо отдельного капиталиста и отдельного рабочего станем рассматривать класс капиталистов и класс рабочих. В денежной форме класс капиталистов постоянно выдает рабочему классу чеки на получение известной части продукта, произведенного рабочими и присвоенного капиталистами. Эти чеки рабочий столь же регулярно отдает назад классу капиталистов, получая взамен причитающуюся ему часть своего собственного продукта. Товарная форма продукта и денежная форма товара маскируют истинный характер этого процесса»
Не зря Маркс не раз проводил аналогии между рабом и рабочим, последний есть цивилизованный раб. Он лично свободен, но он порабощен экономической необходимостью.
Рабочий абсолютно отчужден от своей природы, его труд также является отчужденным, продукт труда рабочего в форме капитала господствует над самим рабочим.

http://www.1917.com/XML/TeGWHKfFcrG0IqDT9FbKoS1ex3U
Tags: МЛТ, диамат, капитализм, размышлизмы
Subscribe

  • Ждем "волну смертей непривитых".

    Москвичей поставили в очень "интересное" положение - без прививки им не будут оказывать медпомощь, а если они таки наберутся наглости и обратятся, то…

  • Что-то случилось с поисковиками?

    Довольно давно не пользовался и сегодня сильно удивился. Понадобилось мне найти один рассказ, но не отпечаталось в памяти ни название, ни имя…

  • В 20м, похоже, были цветочки.

    Вобщем- Роспотребнадзору дали с 4 января немыслимые полномочия - чуть ли не полноту власти. Бешеный принтер напечатал кучу законов, про которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments