kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Сущность. НЕ конспект.

Думаю, что необходимы некоторые пояснения к категории "сущность", к тому - как понимал и описывал ее Гегель. Гегель - великий мыслитель, но он настолько мистифицировал своё учение, что неподготовленному человеку чрезвычайно сложно уследить за ходом его мысли. А ведь необходимо не просто не потерять ход рассуждения, а ещё и - понять и применить к окружающей действительности.
Да и, всё-таки, Гегель был идеалистом, пусть и объективным, но это также наложило отпечаток на все его труды.

Чтобы понять - что такое сущность у Гегеля, достаточно вспомнить ход его мысли в первой книге - "Учение о бытии".
Он рассмотрел чистое бытие и чистое ничто, их взаимопереходы, становление и появилось простое спокойное - наличное бытие.
Затем в этом наличном бытии нашли определенность и получилось определённое наличное бытие - нечто. Вот это самое наличное бытие им и рассмотрено в первой книге.
То, что есть налицо , со всеми найденными определенностями, границей, противоречиями, характером, определением, конечностью, переходом в бесконечное. Кстати - вот этот переход в бесконечное, во время которого выяснилось, что есть только бесконечное и всеобщее, а конечное и единичное - их отрицание, этот переход есть ни что иное, как возвращение в "чистое бытие", которое, как мы уже знаем, есть то же, что и чистое ничто. И далее рассматривается во второй книге уже сущность.

Гегель рассматривал наличное , то, что есть перед глазами.
К примеру - перед вами чёрный куб. Что можно сказать о нем?
То, что он с трёх строн квадратный - правильность, приходим к выводу, что это - куб - истина. Это наличное бытие. Выясняем про него ещё что-то, что можем определить в наличном, например - материал из которого он изготовлен, пусть будет металл. Получаем металлический куб. Есть ещё определенности? Он чёрный. Ещё есть? У него есть граница, он твердый, отличный от других предметов, конечный в своих границах и одновременно бесконечен - его можно увидеть издалека, он перейдёт в своё иное.
Всё. О наличном бытии его нам больше нечего сказать.
Остальное скрыто от нас, я даже, наверное, перегнул с "металлическим", поскольку его определением служит "твердый" - как качество. И всё.

А вот всё остальное, что скрыто от непосредственного, прямого наблюдения, и есть это "ничто" - сущность.
И когда говорят - "докопаться до сущности" - это просто увидеть и узнать то, что скрыто от глаз.
Вот это и есть сущность у Гегеля.
В предыдущих записях - конспектах и здесь чуть выше я приводил некоторые примеры для наглядности, но иногда использовал не то, что присуще наличному бытию, а то, что присуще уже сущности , забегал вперёд. Кстати, именно поэтому сначала путаешься в категориях - таких как характер и свойство , свойство - это уже категория сущности, того, что скрыто от непосредственного наблюдения. А характер - определенность, взятая как бытие-для-иного, к примеру - твердый . Но эта же определенность берётся и как качество - твердый это ещё и качество, которое есть в его в-себе-бытии и связано с другим его моментом - в-нем-бытием. То есть - это качество, которое сохраняет его кубом. Сменим качество при изменении какого то количества - к примеру, нагреем этот куб до определённой температуры и он расплавится, станет жидким и потеряет форму куба. И поэтому сделан вывод, что можно влиять через характер на качество и на само нечто.
Наука логики - это не только познание чего-то, ход мышления, метод анализа, это ещё и движение к понятию . А что такое "понятие"? А это понять, познать предмет во всех его определенностях, выявить все моменты, постигнуть его собственное движение во время его прехождения.

Сущность - то, чего нет налицо, но что необходимо узнать о предмете исследования - чтобы познать его.
Вот и всё - никакого идеализма, только материализм и будем исходить только из этого.

Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments