kzs72 (kzs72) wrote,
kzs72
kzs72

Categories:

Развитие. Количество. Мера. Конспект.

В одной из предыдущих записей уже разобрал что такое - развитие. Это движение самого предмета, явления, мышления от простого к сложному, от низшего к высшему.
Важно понимать, что это движение, самого объекта .
В самом развитии выделяют два противоположных направления - прогресс и регресс. Прогресс - это направление движения, совпадающее с общим движением развития, регресс - противоположное направление. И прогресс, и регресс не определяются без общего направления, то есть - пока мы не будем знать общее направление, мы не сможем определить что является прогрессом, а что - движением в противоположном направлении.
К примеру, общее движение развития - это движение к коммунистическому обществу, поэтому прогрессом считается то движение, которое приближает человечество к этой формации и, наоборот, то движение, которое препятствует этому, тормозит его, стремится сохранить капитализм считается регрессом.
В начале 90 х годов РФ явно встала на регрессивный путь, в ней получили преобладание те силы, которые стремятся толкнуть человечество на отжившее своё капиталистическое устройство.

Вопрос прогресса и регресса имеет огромную важность. К примеру - в политике есть такое понятие - "текущий момент". Он характеризует расстановку сил на данный момент. И мы должны принимать решение на этой основе - куда, к чему приложить свой субъективный фактор для усиления прогрессивных тенденций.
Ведь что делает тот, кто поддерживает регресс, деградацию, реакцию? А он прилагает усилия для сохранения этого движения. В частности - у нас, да и во всём мире это поддерживается на уровне государств, все крупные СМИ поддерживают эти течения. Они борются за сохранение старого, отжившего. Они прекрасно понимают, что без каждодневной борьбы с их стороны этот отживший своё строй рухнет. Поэтому они вынуждены подавлять негативные для себя движения, в том числе и силовыми методами. Это борьба. Борьба старого с новым. Новое сначала всегда слабее, оно может пробить себе дорогу только преодолевая массу препятствий, борясь. И это необходимо понимать. Ничего не может возникнуть и развиться без борьбы со старым, а борьба эта не на жизнь, а на смерть, не на смерть конкретных людей или людей из определённого класса (хотя борьба может принимать и такие острые формы), а на ликвидацию пережитков, мешающих человечеству идти по пути прогресса и процветания .

Пока рассмотрено изменение, которое происходит в качестве, в бытии нечто, переход его в иное.
Однако есть и другие изменения, которые могут не затрагивать качество объекта, такие изменения называются количественными .
Такие изменения, которые происходят и без изменения качества, суть количественные изменения.

Пример такого количественного изменения - это самовозрастание капитала. Качественно капитал остаётся капиталом - самовозрастающей стоимостью. Таковым он является за счёт прибавочной стоимости, которую создают рабочие.
А вот количественно - он возрастает, ну или убывает во время присущих капитализму кризисов.
Изменение количественных показателей не всегда приводит к изменениям качества объекта. К примеру - цвет автомобиля не влияет на его способность передвигаться. Однако - если цвет Красного флага сменился, он полинял или выцвел - то изменилось и качество этого флага. Если он выцвел и стал белым - то с ним можно только капитулировать или выступать на Олимпиаде под нейтральным флагом, не представляя никакую страну и никакую нацию.
Если рассматривать исторически переход количества в качество, то совершенствование орудий труда даёт большую производительность труда, меняется качество производительных сил. Были каменные, стали бронзовые, затем - железные. Количественной характеристикой их была производительная сила труда - то есть количество продуктов труда, которое могло быть ими создано за определённое время при применении определённого количества труда.
Следует понимать, что переход количества в качество - это не просто переход каких то количественных показателей в качество, это переход одного качества в другое качество при изменении количественных показателей.

Есть более наглядный пример, который более доступен пониманию - когда количество приверженцев какой-то идеи достигает определённого уровня, тогда общество меняется качественно, происходит переход к другой формации.
Качество и количество тесно взаимосвязаны вообще, так как находятся в одном целом .
Впрочем - чтобы не запутаться окончательно в понятиях, надо рассмотреть чуть подробнее.
В простом нечто есть определение и характер .
Определение -качество, которое есть в себе в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто – в-нем-бытием.
Качество - такая определенность, которая берется изолированно, сама по себе.
Определенность - небытие, принятое в бытие таким образом, что единое целое имеет вид конкретного бытия.
То есть, определение - это определенность, взятая изолированно, сама по себе, которая есть в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто - в-нем-бытием.
Если та же определенность берётся лишь как бытие-для-иного, то она называется характером.
К примеру - железная вилка.
Вилка - это наличное бытие.
Железная - определенность этой вилки. Вилка может быть и не железной, а алюминиевой, пластмассовой итд. Это - ее определение, взятое само по себе - железная. То, что она железная, противится переходу этой вилки в бытие-для-иного, то есть находится в единстве с моментом "в-нем-бытием".
Но железная - это ещё и характер. Это бытие-для-иного. Железо может быть не только вилкой, а и ножом, болтом, скрепкой.
(Это для примера двойственности определенности в определённом наличном бытии)
От того, что мы возьмём миллион вилок, качество этой вилки - как вилки - не изменится, она останется вилкой, весь этот миллион вилок останется вилками.
А вот если изменения начнутся в ее определении, в ее качестве - в том, что железо начнёт окисляться, то рано или поздно она перестанет быть вилкой, так как количественные изменения - соотношение в ее составе окислов железа и чистого железа приведёт к ее разрушению.
Точно так же, если мы начнём изменять количественный показатель -температуру - в сторону повышения. При достижении определённого количества железо расплавится и вилка перестанет быть вилкой. Нечто перейдёт в своё иное. Однако от этого железо не перестанет быть железом - оно изменит своё качество, станет жидким, а потом, затвердев, станет просто куском железа. Но нечто как вилка изменится, была вилка, стал слиток металла, вообще исчезла вилка, ее больше нет как наличного бытия.
Качество железа стало прежним - оно вновь стало твёрдым, но нечто изменилось - это только слиток. Можно снова повлиять на его качество, расплавить, залить в форму и снова сделать его вилкой.
То есть количество - это показатель изменения в определении, в качестве предмета, которое может привести к изменению самого качества.
А вместе с изменением качества происходит и изменение самого нечто, переход его в своё иное.
Что интересно - характер определенности - "железный", не меняется, он так и остаётся как бытие-для-иного. И это даёт полное право утверждать, что через характер мы можем влиять на определение в нужную нам сторону. Нужно лишь узнать - каково будет бытие-для-иного этой определенности, которая является одновременно и характером, и определением.
Качественные изменения происходят скачкообразно - скачком. Металл был твердый и вдруг при определённой температуре он стал жидким. То есть - существуют пределы, при которых количественные изменения не влияют на качество, это называется мерой . Крылатое выражение - "мера моего терпения исчерпана". Три взаимосвязанных понятия - качество, количество и мера.
Мера - это окачественное количество, количество определённого качества, соотношение, при котором качество остаётся самим собой при изменении количественного показателя.

Переход количества в качество - это переход качества в другое качество при изменении некоторых количественных показателей в самом качестве, в определении.
Чтобы изменить само нечто - необходимо повлиять на его качество, которое есть в определении, которое, в свою очередь, является определенностью.
То есть - для конкретного этого примера - чтобы железная вилка перешла в свое иное - необходимо повлиять на железо.
Чтобы буржуазное общество перешло в своё иное - нужно повлиять на "буржуазное". Однако общество останется обществом при изменении в "буржуазном". Так же как и вилка останется вилкой - если мы заменим железо в ней на пластмассу.
Для общественных изменений нет таких простых рецептов - "мы заменим буржуазию на коммунистов и сразу построим Коммунизм".
Тут всё несколько сложнее....




Tags: диамат, конспект, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments