Качество, которое есть в себе в простом нечто и находящееся в единстве с моментом этого нечто - в-нем-бытием, называется определением.
То есть, такое качество, которое сохраняется при изменении, противостоит своему изменению, сохраняет своё равенство с собой. То есть оно определяет это простое нечто.
Тут нужно сделать примечание - почему нечто простое . Потому, что его становление ещё не положено, оно находится в нем в-себе, не развернуто.
Теперь рассмотрим определенность, взятую по отношению к бытию-для-иного. Определение - это качество, взятое во в-себе-бытии, в единстве с в-нем-бытием. У нас осталось в нечто бытие-для-иного. Вот и возьмём качество по отношению к бытию-для-иного, в единстве с ним.
Это та же определенность, противостоящая определению, но есть лишь бытие-для-иного.
Такая определенность называется характером . Некоторые переводчики перевели это как "свойство", но свойство появится позже - в учении о сущности. У Гегеля эта определенность, которая есть лишь бытие-для-иного, называется характером .
Привести пример... Ну, тот же Красный флаг. Если мы рассматриваем его как символ, то его определение - Красный, а характер - флаг, он может и не быть флагом, он может быть рисунком, нашивкой, ленточкой - это характер символа.
А давайте рассмотрим другой вариант - флаг красного цвета. Тут определяющим выступает именно флаг, а цвет уже выступает как характер.
Или - более понятный пример, "хороший человек" - определение человека, а в его характере обязательно проявится его определение.
Пример с флагом не очень хорош для данного конкретного рассмотрения, поскольку цвет флага подвержен изменению, но тогда с утратой цвета меняется и его качество - как Красного флага, это уже забегание вперёд - "качество-количество" и их взаимопереход.
Чтобы понять этот момент в диалектике - определение и характер, нужно вспомнить что именно мы рассматриваем. А рассматриваем мы "нечто", которое есть определённое наличное бытие . А определённое наличное бытие - это уже не наличное бытие, в нем уже появилась определенность. К примеру - чашка это наличное бытие, а фарфоровая чашка - это определённое наличное бытие, нечто. И вот эта определенность и рассматривается нами. "Фарворовая" выступает и как определение, и как характер. Чашка может быть и пластиковой, но фарфоровая - именно фарфоровая. Надеюсь, что понятно....
На примерах видно, что одна и та же определенность есть и качество, и характер.
А у нас одно выступает в связке со в-себе-бытием, а другое - с бытием-для-иного. Получили противоречие? Отлично.
Разберемся.
Определение - это бытие, наличное бытие, нечто.
Характер - тоже бытие, наличное бытие, нечто.
В простом нечто, которое мы рассматривали, появились два нечто, находящиеся в одном целом и противостоящие друг другу и переходящие друг в друга. А это называется - становление.
Становление, которое было до этого в-себе в простом нечто, развернулось.
Одна и та же определенность выступает то как определение, то как характер.
То есть имеет место качественное инобытие .
Но и это ещё не всё - раз имеет место их взаимный переход, то обнаруживается, что можно влиять через характер на определение и через определение на характер.
В какой-то из предыдущих записей я упоминал слово "реформа", как то, что меняет только форму, не затрагивая содержания. Однако реформы могут и влиять на содержание. Тут есть момент - с какой целью она проводится. Если целью является прикрыть содержание, то меняется только форма. К примеру, в буржуазном государстве, где буржуазия осуществляет свою диктатуру и выжимает из работников прибавочную стоимость, пенсионная реформа - это только лишь способ усилить этот грабёж. Она не влияет на содержание, на сущность капитализма. А вот реформы, проводившиеся в СССР, когда упор был сделан на товарное производство - основу капиталистического способа производства - изначально были направлены на изменение содержания, на переход от социалистического способа производства к капиталистическому. И "перестройка" ( пере строй , изменить строй) была лишь логическим завершением процесса.
Кстати, нашёл в "Социальной диалектике" очень хорошее определение политики.
Классовая борьба за завоевание, удержание и осуществление государственной власти – это политика.
Вернёмся к определению и характеру. Они находятся и в единстве, и отдельно.
Та определенность, которая их разделяет, называется граница.
В следующий раз.