Хотелось бы сначала вернуться к определенности, добавить пару штрихов - так сказать.
В наличном бытии обнаружили ничто, которое назвали "небытие". Гегель достаточно тщательно подбирал слова для названия категорий и он ушёл от слова "ничто", выбрав "небытие". Причём небытием он назвал определенность.
Казалось бы - никакой логики, небытие - это отрицание, а определенность, тем более определённая как качество - это как бы положительное понятие.
Однако, как увидим в дальнейшем, именно отрицание является главенствующим в диалектике и "определенность = небытие" есть очень логичная связка.
Определенность наличного бытия выражает качество, к примеру - деревянный пол, хороший человек, железный прут. То есть эта определенность отражает небытие другим. Если вспомнить, что качество можно выразить через отношение ничто к бытию - отрицание и через отношение бытия к ничто - реальность, то "деревянный" - это отношение через бытие к ничто, реальность. А "не железный, не каменный" - это отношение через ничто к бытию - отрицание.
То есть данная определенность показывает в своём отрицании то, чем не может быть данное наличное бытие. То есть - если он деревянный, то не каменный, не железный, не пластмассовый. Некоторые называют диалектику "категория НЕ", но Гегель такого не употреблял, поэтому и не будем так называть. Но это нужно хорошо запомнить и усвоить - почти все логические заключения основываются именно на отрицании.
Определённое наличное бытие, Гегель назвал его также налично сущее , то есть то, что есть непосредственно перед умственным взором.
Названия Гегель подбирал не случайно и "налично сущее" имеет интересную особенность - отвечает на два вопроса. Что? - налично сущее. Какое? - налично сущее. То есть - Гегель наглядно показал единство определенности и наличного бытия.
Но для рассмотрения было выбрано слово "нечто". В нем отрицание, то есть - определенность, прямо бросается в глаза - нечто. Не раздельно, а слитно.
Поскольку определенность взята не отдельно от наличного бытия ( когда она берётся и рассматривается отдельно - это качество), а как слитое с ним единое целое. "Не" - отрицание, определенность и "что" - наличное бытие.
Итак - есть нечто, раз оно есть - то оно бытие, определённое наличное бытие.
Наличное бытие - результат снятия становления, стало быть и "нечто" должно быть представлено как становление. Для этого нужно взять два нечто, которые будут моментами этого становления.
У Гегеля есть очень интересная мысль, что нечто есть в себе становление, оно ещё не положено как становление, в котором проявятся два нечто.
Это становление есть лишь в себе .
Постараемся понять - что это такое...
Во первых, "положено". Есть выражение "начало положено", то есть - дан старт какому то процессу, процесс начался. Именно так и следует понимать положенность в диалектике. У Гегеля часто встречается слово "положительное" и многие ( я в том числе) сначала ассоциировали его с математическим понятием, но это совершенно не так! Ассоциировать его нужно именно с "положено". Положительный - полагающий.
Во, вторых, "в себе". Становление "в себе" - это то становление, которое ещё только есть потенциально , оно ещё не положено, но оно обязательно будет. ( Уместным примером будет - яблоко обязательно сгниет, железо - окислится)
То есть нечто - это становление в-себе, которое ещё не положено, но потом оно обязательно развернется. Если находить это становление в-себе, то легко делать прогнозы на будущее. Или, наоборот, создавать в каком то нечто условия для этого становления, чтобы получить нужный результат.
Итак - становление двух моментов. Один момент - нечто, как бытие. Второй момент как ничто, Гегель назвал его иное . Логично - мы знаем, что один момент есть как бытие - само нечто, а второй момент ещё находится в-себе, его не видно - как ничто.
Нечто и иное. В следующей записи.