Вообще - движение это тот атрибут материи, которым никогда нельзя пренебрегать при изучении предмета, явления, мышления, общества. Всё всегда находится в движении, даже то, что по видимости является мёртвым, застывшим. Диалектическая истина в том и состоит, что она выявляет сущность, форму внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.
С точки зрения формальной логики допустимо изучать предмет только с одной стороны, учитывать только некоторые моменты явления.
Хороший пример, на котором можно разобрать понятие момента и истины - это пресловутое "хороший и плохой".
В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если мы возьмём только одни достоинства, то это не будет истиной, также не будет истиной если мы возьмём только одни недостатки. Истина о человеке строится на единстве этих моментов, их нужно взять в единстве в одном целом, в их противоречивости и противоположности. Если у человека преобладают негативные качества, то можно сказать, что он "плохой". Однако и тут можно легко ошибиться. Всё дело в том, с какой стороны его рассматривать. Человек может быть отличным семьянином, любящим родителем и для своей семьи он - несомненно - "хороший". Но вот в общении с окружающими, с коллегами по работе он может быть несносным, грубым и они будут вполне справедливо считать его "плохим", а в общении со своими друзьями, у которых с ним есть общие интересы - рыбалка, машины, , оружие - он вполне такой добродушный, отзывчивый, весёлый парень, для них он - "хороший".
На основании всего этого можно сделать вывод - в целом он человек неплохой, но отношения с коллегами являются его отрицательным моментом.
Отрицательным , то есть отрицающим его как человека положительного . И если этот отрицательный момент не будет им самим отрицаться, то он станет в определении этого человека главенствующим. И определение будет звучать так - в целом он грубый, наглый, беспринципный тип, но семью любит. А если это его отрицательное качество разовьется и на отношение к семье, то уже можно будет говорить, что бытие его, как хорошего человека закончилось и перешло в ничто, а бытие его как плохого появилось из ничто и стало его определением. Эта фраза довольно формальна, поскольку она не учитывает, что отрицательные моменты уже были , но до тех пор пока человек отрицал своё отрицание , подавлял отрицательные черты, он оставался в целом "хорошим".
И эти моменты бытия есть во всём.
Ещё один хороший наглядный пример - пропаганда.
Есть пропаганда "за" Советский период истории, и есть пропаганда "против" него.
И та, и другая берут и выпячивают только "плохие" или "хорошие" моменты нашей общей истории, поэтому между ними всегда идёт бесконечный ожесточённый спор, переходящий часто в так называемый "срач". И очень редко кто-то говорит - "да, там были и отрицательные моменты, но в целом это движение общества по прогрессивному пути развития было положительным". Любое общее движение имеет внутри себя какие-то движения, противоположные целому. К примеру - река. Она течёт в целом в одном направлении, но в ней есть и водовороты, и противотечения, где то течение быстрее, где то медленнее, где то создаётся видимость, что вода стоит на месте, но в целом - она течёт в одном направлении. История СССР - это движение, развитие. В движении всегда сталкиваются противоположности, каждое движение имеет внутри себя противоположные борющиеся тенденции, которые и приводят к появлению нового . Любое новое при своём появлении, зарождении, становлении (перехода из ничто в бытие) всегда слабее старого, господствующего. Это новое вступает в борьбу и только борьбой со старым пробивает себе дорогу, становится господствующим. Но затем появляется другое новое и начинает бороться со "старым новым" и это есть вечное постоянное движение - движение, обусловленное борьбой моментов.
Когда в том же СССР отменили диктатуру пролетариата, то отменили борьбу с
диктатурой буржуазии, а раз с ней никто не боролся, то она и стала главенствующей, господствующей. А третьего не дано - или диктатура пролетариата, или диктатура буржуазии - до тех пор, пока не исчезнут классы, пока не сотрутся различия между городом и деревней и не сведутся к минимуму различия между работниками физического и умственного труда, рабочими и интеллигенцией. Как они могут свестись к минимуму? Допустим - рабочий отработал три часа на производстве, а остальное время он книжки читает, на выставки ходит, просвещается, может быть музыкой занимается. Он теперь тратит на физический труд очень малую часть своей жизни, поэтому и говорить о нём в целом как о работнике, занимающимся исключительно физическим трудом, не приходится. Все дело во времени, которое он тратит на производство материальных ценностей, на общественно-полезный труд.
Итак - при изучении любого процесса, явления, предмета необходимо учитывать все моменты движения изучаемого - если вы хотите докопаться до истины.